Почему на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате не могут утилизировать отходы?
БЦБК закрыт 10 лет назад, но огромный объем накопленных отходов производства никак не могут утилизировать.
5 июня СМИ сообщили, что на БЦБК наконец приступили к ликвидации накопленного вреда. Однако не все так просто. Оказалось, что в 2023-2024 году будут только создавать инфраструктуру, закупать и налаживать необходимое оборудование. Причем разрешение на ликвидацию накопленного вреда есть только на двух объектах: площадке бывшего цеха очистных сооружений (находится в 100 мерах от береговой линии Байкала) и полигоне «Бабхинский» (там 2,2 млн куб. м токсичных отходов). Еще один большой объект - полигон «Солзанский», работы по нему до сих пор находятся на уровне лабораторных экспериментов. Recycle разбирался, почему так происходит.
О вредном производстве
БЦБК работал с 1966 по 2013 год, он был градообразующим предприятием моногорода Байкальска с населением более 12 тыс. человек, расположенного на южном берегу Байкала в Иркутской области.
Ежегодно БЦБК сбрасывал в озеро Байкал от 27 млн до 49 млн тонн сточных вод, за это предприятие регулярно критиковали экологи. Хотя комбинат был закрыт еще в 2013 году, проблема с отходами до сих пор не решена.
По данным Росгеологии, в 14 картах-накопителях БЦБК за 40 лет собралось более 6,2 млн тонн отходов. Комбинат расположен в зоне повышенной сейсмической активности, техногенная авария или природная катастрофа могут привести к разрушению объектов размещения отходов, прорыву искусственных дамб и попаданию токсичных веществ в озеро.
Подрядчика на проведение работ искали с самого момента закрытия комбината. БЦБК — «ВЭБ-Инжиниринг» (2013–2017 годы) и Росгеология (2017 год — март 2020 года) — не приступали к работам на объекте, потому что технологии превращения опасных отходов в монолит или грунт, которые они предложили, не прошли государственную экологическую экспертизу. С третьим подрядчиком, компанией «Газэнергострой — Экологические технологии», контракт так и не был заключен.
Осенью 2020 года правительство России назначило Федерального экологического оператора - структуру госкорпорации «Росатом» - оператором ликвидации отходов БЦБК. ВЭБ.РФ в мае 2021 году выкупил имущество комбината-банкрота и занимается вопросами развития производственной площадки, а также Байкальска. Госкорпорация разработала мастер-план комплексного развития моногорода, который включает в себя более 300 мероприятий и проектов.
Что сейчас?
В 2023 году на ликвидацию отходов государство выделило 6,6 млрд рублей. Проект ликвидации отходов БЦБК корректировался из-за того, что нужно было найти замену импортному оборудованию. Рекультивация карт-накопителей отходов рассчитывалась на три года.
Сейчас заключены два государственных контракта на ликвидацию отходов центральных очистных сооружений комбината (ЦОС) с черным щелоком. Его накоплено 290 тыс. куб. метров. И второй контракт на ликвидацию отходов Бабхинского полигона, там хранятся твердые бытовые отходы, золошлак и древесные остатки.
Однако основной объем отходов БЦБК составляет шлам-лигнин - отход производства целлюлозы, который хранится на десяти картах-накопителях полигона «Солзанский». Ранее предполагалось, что отходы будут извлекаться из накопителей и затем компостироваться. Новый процесс литификации опирается на «метод глубинной массовой стабилизации минеральными геополимерными вяжущими составами». Эта технология «позволяет при внесении добавок производить естественную глубинную сушку отходов с помощью уникального индивидуального состава, что дает возможность осуществить обеззараживание и инкапсуляцию без извлечения из карт-накопителей и без высвобождения летучих веществ с дальнейшим возвратом рекультивированной территории в хозяйственный оборот». Однако ученые крайне скептически отнеслись к этой идее.
Что говорят ученые?
Доктор технических наук, заведующий кафедрой обогащения полезных ископаемых ИрНИТУ Константин Федотов отметил, что в открытом доступе нет ни одного упоминания о предлагаемой технологии литификации отходов. Он назвал предлагаемую технологию «черным ящиком».
«Проведение планируемых опытно-промышленных испытаний даже на одной карте, на мой взгляд, является авантюристичным и преступным в связи с возможными огромными социально-экологическими негативными последствиями для озера Байкал и проживающего там населения»», - сказал Федотов.
Профессор кафедры обогащения полезных ископаемых ИрНИТУ, доктор технических наук Андрей Богданов напоминает, что первый проект по применению минеральных вяжущих веществ для ликвидации отходов Байкальского ЦБК Солзанской промплощадки был предложен «ВЭБ-Инжинирингом» еще в 2014 году. Тогда было получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Впоследствии этот метод был признан неэффективным.
Ученый секретарь Научного совета Сибирского отделения (СО) РАН по проблемам озера Байкал, доктор экономических наук Ирина Орлова считает недопустимым «начинать проектирование по технологии, не прошедшей научную и правовую экспертизу». Несколько лет назад СО РАН в рамках контракта с ФГУП ФЭО анализировало технологические предложения по литификации карт шламнакопителей. По результатам анализа, сделаны выводы «об отнесении ряда технологий данной группы к нерекомендуемым в представленном виде», поскольку их можно трактовать как «захоронение отходов». А такой способ ликвидации отходов запрещен вблизи Байкала рядом федеральных законов и постановлений.
«Некоторые технологии омоноличивания предполагают использование химических веществ, относящихся к категории высокоопасных для экосистемы озера Байкал, в частности использование элементной серы», - сказала Орлова.
Она добавила, что технологии литификации требуют серьезных доработок и дальнейшей правовой, научной и экологической экспертизы.
Поэтому в данное время подбор технологий вновь вернулся на уровень теоретическо-лабораторных экспериментов. Однако есть надежда, что пока утилизируют отходы с Бабхинского полигона и ЦОС все же разработают технологию и для полигона «Солзанский».