Как дизайн может улучшить систему раздельного сбора отходов
дизайн раздельный сбор система раздельного сбора

Как дизайн может улучшить систему раздельного сбора отходов

Подходит человек в парке к мусорному баку и видит на нем надпись «смешанные отходы». «Мой стаканчик из-под мороженого - это смешанный отход?” - думает человек. - «А может, смешанный - это когда смешали материалы в одной упаковке? Или смешанный - это когда разный мусор можно в один бак кидать? Но в баке с вторсырьем тогда тоже получаются смешанные отходы - там и пластик, и металл, и бумага. Хмм…» Иконки косточки от рыбы и подгузника на баке еще больше запутывали и не помогали понять, что же делать со стаканчиком. 

Получается, чтобы выполнить простое действие, человеку приходится провернуть серьезный мыслительный процесс в своей голове. Но последнее, что люди хотят делать, это напрягаться перед мусорным баком, им и так забот хватает. Так и не найдя решения своей дилеммы, человек бросает свой годный для переработки стаканчик из-под мороженого в смешанные отходы, и уходит дальше гулять.

Люди, которые достигли высшего уровня в сортировке мусора и бережно моют каждую
пластиковую упаковку перед тем, как отдать ее на переработку, часто расстраиваются,
когда видят, как другие бросают что попало в контейнер с вторсырьем (вторсырье, кстати, тоже не самое приятное на слух слово, как и смешанные отходы). 

Доверие к такой системе переработки, когда в баках оказывается все подряд, довольно низкое. Но, может, это не люди виноваты, а просто система не user-friendly? И придумана так, что менее продвинутым в плане сортировки людям пользоваться ей сложно. 

Несколько месяцев назад агентство WeFuture работало над экологичной стратегией
коворкинга Cabinet Lounge. Часть работы касалась переработки мусора - сотрудники
коворкинга установили раздельные контейнеры в зоне кофепоинта, заключили контракт с Собиратором, но работало все это не очень эффективно и мусор все равно оказывался не в своих контейнерах. О том, как в агентстве нашли решение проблемы, рассказывает основатель агентства Вероника Марфина. 

— Проведя небольшое исследование и понаблюдав за людьми, мы поняли, что система не интуитивна. Несмотря на то, что на контейнерах написано, для какого типа отходов они предназначены (пластик, стекло, бумага и несортируемые отходы), нигде не говорится, что делать с конкретными вещами, которые чаще всего выкидываются в кофепоинте - чайные пакетики, стаканчики, палочки для размешивания, салфетки и тд.

Салфетка — это бумага или несортируемые отходы? А крышка от стаканчика — из
перерабатываемого пластика или нет? Мы наблюдали, как некоторые люди пытались
просунуть одноразовый стаканчик в контейнер с бумагой, несмотря на то, что отверстие в контейнере было узким, и он туда не влезал. 

То, что стаканчики внутри покрыты тонким слоем пластика и поэтому на переработку не принимаются, знают пока еще не так много людей. Около контейнеров размещалась инструкция, но она была такая маленькая с таким большим количеством текста, что ее никто не читал. Да и располагалась она в отдалении.

Мы поняли: чтобы сделать раздельный сбор мусора в коворкинге более эффективным,
хорошо бы научить людей пользоваться этой системой. 

В нашей стране переработка только начинает набирать обороты, и не все ещё к ней привыкли. Но научить нужно, не обучая - если сделать лекцию, как сортировать мусор, вряд ли на неё придёт большое количество резидентов, всем не до этого. Мы решили, что в этой задаче нам поможет новая инструкция - такая, что за несколько секунд позволит понять, в какой контейнер выбрасывать вещь у вас в руках.

Во-первых, инструкция должна располагаться над контейнерами на уровне глаз - так ее не придётся искать. Во-вторых, она должна учитывать особенности того места, где установлена. Мы определили самые популярные предметы, которые выбрасываются в кофепоинте, и указали их в инструкции. Также мы подробно изучили, что принимает Собиратор (оказалось, что очень многое), и теперь в инструкции указаны пластиковые карточки и перечислены все типы пластика, которые принимаются на переработку. 

В-третьих, инструкция должна быть максимально быстрой в использовании. Мы оставили минимум текста и дополнили его графичными иконками. Теперь не придётся долго думать, куда выбрасывать чайный пакетик - он нарисован над соответствующим контейнером. 

Еще мы отказались от названия «несортируемые отходы» – оно вообще не дает понять, что выкидывать в этот бак. Подумав, мы заменили его на «Остальное» – если вещь не попадает под категорию пластик, бумага, металл или стекло, значит кидаем в «Остальное». Ну и в-четвёртых, инструкция должна вписываться в интерьер и выглядеть его частью — эстетическая составляющая очень важна.

В итоге новая инструкция улучшила весь сервис — резидентам стало проще пользоваться контейнерами, а сотрудникам клининга стало проще проводить дополнительную сортировку перед сдачей в Собиратор. Описанный выше процесс — часть сервис-дизайна.

Мы провели исследование задачи, выявили слабые стороны, проанализировали поведение людей и пришли к выводу, что новая инструкция поможет улучшить всю систему. Так и вышло. Дизайн помог сделать систему сбора мусора на переработку более эффективной и удобной для пользователей.

Если вы хотите улучшить систему сбора мусора на переработку, проанализируйте
существующий сервис. Возможно, стоит пересмотреть всю систему, а, может, вам будет
достаточно поставить баки в более удобное для их использования место. 

Может получиться, что выбранное решение не сделает вашу систему сразу на 100% эффективнее, и понадобится, например, провести небольшое обучение. Или вы заметите, что ваша графика в инструкции все равно путает людей, и придумаете новое визуальное оформление - анализ и улучшение применяемых решений являются частью сервисного дизайна. 

И пусть глобально система раздельного сбора зависит от инфраструктуры, сделать ее более эффективной и популярной среди людей поможет именно дизайн.

Текст и фото: Вероника Марфина, wefuture.