Поехали: как проходит электромобилизация страны
С сегодняшнего дня в России владельцы электрокаров смогут бесплатно ездить по платным трассам: М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и ЦКАД, участку М-11 (15–58 км) и обходу Одинцово. Это эксперимент, который продлится до конца года. Таким образом власти хотят стимулировать интерес россиян к электромобилям. Ожидается, что электромобили станут экологичной альтернативой обычному автотранспорту, работающему на ДВС, и внесут значительный вклад в снижение уровня выбросов углеводорода в атмосферу. В концепции по развитию производства и использованию электротранспорта прописано, что в 2030 году 10% всех машин, производимых РФ, будут электрическими.
Recycle разбирался, как в России обстоят дела с производством электроласточек, достаточно ли развита для них инфраструктура и кто потенциальный покупатель экологичного транспорта.
Что предлагают
Буквально несколько лет назад в России не помышляли о собственном производстве электрокаров, однако сегодня их уже два. Молодая компания "Моторинвест" производит две модели электрокаров: первая — Evolute i-Pro и с ноября 2022 года вторая - кроссовер Evolute i-Joy. Пока купить Evolute i-Joy можно в единственной комплектации за 3,4 млн рублей. Обещают, что вслед за кроссовером i-Joy появится минивэн i-Van, а за ним и купе-кроссовер i-Jet. Электромобили Evolute собирают из китайских машинокомплектов в Липецкой области с конца сентября этого года.
В конце прошлого года на Московском автомобильном заводе "Москвич" в рекордно короткие сроки – за полгода - сошел с конвейера новенький городской кроссовер "Москвич 3". Планы у руководства концерна крайне амбициозные – наращивать производство будут ежегодно, а с 2025 года заявили, что начнут выпускать собственную разработку. Причем обещают, что электродвигатель, батареи, редуктор электрокара будут исключительно российского производства.
Фактически сенсационное заявление сделал Росатома на сочинском форуме "АтомЭкспо-2022" - компания планирует производить компоненты для легковых электромобилей. Сегодня предприятия Росатома могут выпускать порядка 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы.
В настоящее время Росатом является крупнейшим производителем литий-ионных тяговых батарей для электротранспорта. Именно такими батареями оснащаются электробусы и троллейбусы с автономным ходом. К 2025 году в Калининградской области планируется запустить завод, производственной мощности которого будет достаточно для обеспечения такими батареями 50 тыс. электромобилей. Кстати, именно 40% стоимости электромобиля закладывается на батарею. Если с таким производством на калининградской площадке все получится, то можно ожидать снижения цен на батареи, а значит, и большую доступность электрокаров.
…есть и альтернативы
Как только правительство страны разрешило параллельный импорт, авторынок электромобилей тоже неплохо прирос зарубежными моделями – в 2021 году весь этот сегмент состоял из 41 модели 24 различных марок, то теперь их стало практически вдвое больше — 82 модели 43 брендов. Пальму первенства в этом вопросе пока держит китайский автопром. В конце прошлого года официальные дилеры китайского концерна FAW начали прием предзаказов на электрический минивэн Bestune NAT. А китайская марка Skywell активно формирует дилерскую сеть в России.
А что с зарядом?
Пока наша страна не настолько хорошо обеспечена зарядными станциями для электрокаров – по все России их насчитали 4 тыс. 367. Больше всего в Подмосковье - 630 точек, затем идет Москве – 360. Третье место в Краснодарского края — 220. Потом идут Иркутская, Ленинградская и Тюменская области, там зарядных станций больше 100.
Мощных станций постоянного тока в России значительно меньше - всего 688. Если все суммировать, то получится совсем небольшая для нашей большой страны цифра - порядка пяти тысяч.
Однако, возвращаясь все к той же концепции развития инфраструктуры для электроавтомобилей, к 2030 году число станций планируют увеличить до 100 тысяч. Способствовать внедрению экологически чистого транспорта решили и на Байкале. Компания En+ Group открыла три новые ЭЗС в Иркутской области. Это как раз популярный у туристов автомаршрут к Байкалу и острову Ольхон. Кстати, Иркутская область входит в тройку лидеров по числу электромобилей: на 1 июля 2022 года там стояло на учете 1,6 тыс. таких автомобилей. Больше только в Москве и Приморье.
Набирает обороты и крупнейшая частная сеть зарядных станций PUNKT Е —для электромобилей в России. Сотая ЭЗС сети открылась в Кемерове. При этом география присутствия бренда распространяется на 11 регионов страны.
Еще и Росатом намеревался создать собственную сеть зарядных станций. Там руководствуются комплексным подходом – все сами – и производить станции, и устанавливать, и обслуживать.
Покупать будем?
Покупательский интерес, разумеется, зависит от сегмента автомобилей.
То, что недорогое и с пробегом родом из Японии в основном предпочитают жители Приморья и Дальнего Востока. То, что новое и дорогое – жители крупных городов. Оно и понятно – покупательская способность другая, инфраструктура для содержания такого авто развита лучше.
Еще одна тенденция – автомобили, собранные в России, активно покупают юридические лица. Это и транспортные компании, и таксопарки, и госструктуры. Например, в Министерстве природных ресурсов и экологии России объявили, что с 2023 года сотрудники центрального аппарата пересядут на липецкие электромобили Evolute i-Pro.
Среди частников тоже интерес есть, хоть пока и небольшой. Государство его намерено стимулировать и уже предлагает субсидию в 925 тыс. рублей при покупке электрокаров, правда, пока только для автомобиля марки Evolute и только в кредит. Опять же эксперимент с бесплатным проездом по платным трассам должен дать определенный результат.