Москва московский метрополитен строительство метро экологичные виды транспорта

Построить и не навредить: как в Москве создают метро по всем правилам

В Москве кипит работа на строительстве второго этапа Троицкой линии метро. 

Она соединит историческую часть столицы и платформы Московского центрального кольца с городским округом Троицк, а также пройдёт через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский административные округа. Строящиеся станции — «Сосенки», «Десна», «Кедровая» и «Ватутинки», которые разместятся вдоль Калужского шоссе. Метро считается одним из наиболее экологичных видов городского транспорта. Однако на этапе строительства необходимо соблюдать множество важных условий, чтобы не навредить окружающей среде, а Москва как раз один из городов-лидеров экологической повестки. Разбираемся, как мега-стройка не вредит, а, наоборот, делает жизнь комфортнее.

Насколько метро экологично?

Московский метрополитен по загруженности занимает второе место в мире - перевозит 2,4 млрд пассажиров ежегодно. Помимо востребованности метрополитен давно снискал себе славу одного из самых экологичных видов городского транспорта. Во-первых, это массовый электротранспорт, который при перевозке большого количества пассажиров уменьшает нагрузку на дороги и снижает количество автомобилей, а значит, сокращает выбросы вредных веществ и парниковых газов в атмосферу. Во-вторых, современные метро оснащаются энергоэффективными системами, такими как рекуперация энергии при торможении поездов, позволяя возвращать часть электроэнергии обратно в сеть и снижать общее потребление.

Кроме того, экологичность метро обеспечивается за счет применения новейших строительных материалов и технологий, мониторинга состояния воздуха, воды и почвы в местах строительства и эксплуатации. Все эти принципы успешно сочетают московский и минский метрополитены. Получается, что метро помогает не только транспортной доступности, но и снижает экологическую нагрузку на городскую среду.

Рациональность на всех этапах

Главный принцип московской мега-стройки - рациональное использование природных ресурсов на всех этапах – от строительства до эксплуатации.

Экологическое сопровождение проектных работ – неотъемлемая часть строительства любого метрополитена и осуществляется она поэтапно. Например, на первом этапе анализируется градостроительная ситуация в районе предполагаемого строительства, чтобы выяснить:

  • зоны особо охраняемых природных территорий;
  • зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;
  • санитарно-защитные зоны;
  • водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
  • зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
  • зоны залегания полезных ископаемых и др.

Таких этапов насчитывается порядка пяти-шести. Но самая главная задача экологического сопровождения - соблюдение норм и требований природоохранного законодательства РФ.

В процессе строительных работ специалисты также проводят экологический контроль мониторинга воздуха, подземных и поверхностных вод, анализ почвы. Образцы отбирают и исследуют в независимых лабораториях. Например, такая проверка требовалась при строительстве Большой кольцевой линии (БКЛ), когда тоннелепроходческие щиты работали под территориями природоохранных зон и пересекали акваторию Москвы-реки.

После работ необходимо по всем правилам утилизировать образовавшиеся отходы, в том числе грунт. Например, на станции «ЗИЛ» Троицкой линии для создания котлованов и оборотных тупиков потребовалось изъять в общей сложности почти 400 тысяч кубометров земли.

Все проведенные монтажно-строительные работы требуют восстановления зеленых насаждений. Например, у электродепо «Столбово» высадят более 600 кустарников и деревьев, а в ТиНАО — около 1,4 тысячи. Из уже реализованных проектов можно выделить благоустройство прилегающей территории станции «Кунцевская» БКЛ. Здесь высадили почти 300 деревьев и 2,5 тысячи кустарников — появился новый сквер для отдыха горожан. Там сформировали полуоткрытые пространства с помощью живых изгородей из вечнозеленых туй, на их фоне высадили рядами более низкие лиственные кустарники, разбили цветники с многолетниками. Еще одна точка притяжения появилась около небольшого пруда. Пространство вокруг него оформили в стиле японского сада, сделали экотропу и мостки с деревянным настилом.

Активно ведутся работы по интеграции метро с другими видами общественного транспорта для снижения использования автомобилей и, соответственно, снижения общего загрязнения города. Москва – признанный лидер среди европейских городов по развитию электробусной сети. Сегодня в городе курсирует более 2,6 тысячи экологичных машин.

Строительство метро – дело многих лет. До 2030 года в Москве планируется построить 33 новые станции метро с общей протяженностью линий в 74 километра, а в следующую пятилетку откроют еще 30 станций и 77 километров линий. Большинство станций сосредоточатся на трех новых ветках - Рублево-Архангельской, Бирюлевской и Троицкой. Это означает, что Москва становится не только более комфортной для жизни, но и отвечающей всем экологическим требованиям. 

Фото: shutterstock