Москва экологичный транспорт

«Это электробус»: как Москва развивает экологичный транспорт

Первый электробус показали в 2015 году на выставке, а самое первое авто вышло в рейс три года спустя – в 2018 году. Сегодня в городе курсирует более 2,6 тысячи экологичных машин. Электробусы стали узнаваемым московским транспортом – быстрым, маневренным, бесшумным, да к тому же и экологичным.

Рассказываем, как Москва стала одним из первых европейских городов, где электробусы стали основным видом наземного транспорта.

Эра нового вида транспорта

Московский электробус — вид современного автобуса, работающий на специальных аккумуляторных батареях. В Москве используются электробусы с ультрабыстрой зарядкой, их особенность — в литий-титанатных батареях, которые дают возможность эксплуатировать электробус на городских маршрутах любой протяжённости (до следующей зарядной станции). Машины заряжаются от специальных станций, расположенных на конечных остановках.

С 2018 года столичные маршруты обслуживают современные электробусы российского производства. В 2022 году открылся электробусный парк «Красная Пахра» — крупнейший в Европе и первый в России. Он занимает более 10 гектаров и способен обслуживать до 500 машин большого класса. В 2023 году открыты еще два парка для нового транспорта — «Митино» и «Салтыковка». На октябрь 2025 года в городе курсирует более 2,6 тысячи экологичных машин.

Только в этом году на московские улицы вышло более 280 новых электробусов. Это 45 машин модели КамАЗ-6282, свыше 220 — КамАЗ-52222 поколения А5 и 20 — ЛиАЗ-6274.

Первые электробусы и те, которые выходят на линии сейчас, отличаются друг от друга. Их модернизируют с учетом пожеланий горожан. 

С 2022 года начали поставлять улучшенные электробусы. У них адаптивное освещение салона, меняющееся от холодного к теплому в течение суток. Электроотопитель не влияет на экологию, а запас хода увеличен с 40–50 до 80 километров.

В 2025 году в Москве на маршруты вышли электробусы КамАЗ-52222. При их создании учитывали отзывы пассажиров и опыт использования более ранних моделей.

В обновленном транспорте сделали планировку салона: увеличили накопительную площадку, появились места для ручной клади, климатическая система стала более эффективной. Изменилась и конструкция дверей, а также на них появились световые полоски с индикацией открытия и закрытия.

В 2025-2027 годах ПАО «КамАЗ» поставит в Москву еще 1100 электробусов нового поколения. В них есть USB-слоты для зарядки телефонов, медиаэкраны с информацией о ближайших остановках, цифровые валидаторы для удобной оплаты проезда, система климат-контроля, электроотопители для поддержания оптимальной температуры и кнопки открытия дверей. Маломобильным пассажирам доступны специальные места, откидная аппарель и кнопки вызова водителя.

Преимущества электробуса

Замена одного автобуса на электробус уменьшает выбросы углекислого газа более чем на 60 тонн в год. Благодаря плавному ходу, отсутствию шума и вибраций поездки становятся комфортнее.

Для оплаты проезда любым удобным способом в электробусах установлены цифровые валидаторы. При открытии дверей срабатывает воздушная завеса, которая помогает сохранить комфортную температуру в салоне, а внутри и снаружи транспорта установили камеры видеонаблюдения.

Все электробусы низкопольные, что очень важно для комфорта маломобильных пассажиров. Для них предусмотрены откидная аппарель и кнопки вызова водителя. Велосипеды, коляски или крупный багаж можно с большим удобством размещать на накопительной площадке.

Инновационный транспорт заменяет на маршрутах автобусы. Ожидается, что к 2030 году число электробусов в столице достигнет 5,3 тысячи.

Какие инновации ожидаются?

В октябре 2025 года начали тестировать электробус с ночной зарядкой. ЛиАЗ-6274 вышел на маршрут М95 от Даниловского рынка до Коктебельской улицы. Новая модель вмещает до 85 пассажиров и отлично подходит для работы на протяженных маршрутах.

Электробус протестируют в разных дорожных и погодных условиях. После полного цикла зарядки такая машина может работать на маршруте весь день, запаса хода хватит до 240 километров. Это позволяет запускать электробусы в отдаленные районы без установки там зарядных станций. При необходимости машину можно зарядить и днем.

В будущем году на программу обновления подвижного состава городского транспорта планируется направить 122,6 миллиарда рублей. На выделенные средства закупят электробусы, автобусы, трамваи, вагоны метро нового поколения и поезда для маршрутов пригородного железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла.

«В столице развиваются все виды городского транспорта, и они максимально интегрированы друг с другом. Общий объем расходов на развитие транспортной системы Москвы в 2026 году составит около 1,3 триллиона рублей», — сообщил мэр Москвы.

Фото: shutterstock, сайт мэра Москвы