Проект REschools запустили школьники Санкт-Петербурга
Ученики петербургской гимназии № 631 организовали в своем учебном заведении раздельный сбор мусора. Теперь они ставят перед собой новую задачу - помочь установить контейнеры для вторсырья в других школах страны.
Полгода назад Дарья Хамаза, ученица гимназии № 631 в Санкт-Петербурге, задумалась о том, почему она, сортируя мусор дома, в школе вынуждена выбрасывать пластик, стекло и бумагу в общий контейнер. Девушка решила, что вместо того, чтобы оправдывать себя отсутствием контейнеров в учебном заведении, нужно организовать раздельный сбор отходов в стенах родной школы. Она предложила эту идею учителям и администрации гимназии и, получив их одобрение, взяла на себя инициативу организовать команду активистов и внедрять раздельный сбор мусора.
— Я провела в школе экоуроки, рассказывая о том, почему нужно сортировать мусор, и нашла единомышленников, — рассказывает Дарья. — Наша инициативная группа связалась с компанией, занимающейся переработкой пластика и стекла, и договорилась о том, чтобы во дворе школы поставили контейнер для сбора вторсырья. Затем раскрасили картонные коробки для разных видов отходов и поставили в коридорах гимназии.
Также назначили дежурства среди наших волонтеров: когда контейнеры наполняются, они выносят их содержимое во двор. Оттуда мусор по мере наполнения контейнеров вывозит компания, занимающаяся переработкой. Мы поняли, что организовать раздельный сбор мусора в школе не так уж сложно, если взять на себя ответственность и инициативу, не бояться общаться с администрацией, звонить компаниям. И решили, что можем помочь другим ученикам.
Так и родился проект REschools, призванный внедрить раздельный сбор отходов во всех школах страны. Для начала активисты гимназии № 631 предложили пойти по их стопам своим друзьям из других учебных заведений Санкт-Петербурга. Постепенно информация о проекте распространялась при помощи «сарафанного радио» и к Дарье и ее друзьям начали обращаться с других городов.
— Мы функционируем как инициативное движение, то есть стараемся распространить информацию о себе, а школы – учителя или ученики — пишут нам. Мы отвечаем на их вопросы, присылаем план, который составили, основываясь на своем опыте, помогаем связаться с компаниями, занимающимися переработкой, — рассказывает Даша. —
Сегодня раздельный сбор внедрен в школах № 98 в Санкт-Петербурге и № 67 в Москве. Еще более 20 учебных заведений из разных городов откликнулись на инициативу, но пока у них не получается развивать раздельный сбор: некоторые организовали сбор только пластика или только батареек. Недавно написала девочка из Мексики, что тоже заинтересована проектом и хочет организовать раздельный сбор мусора у себя. Но мы не знаем, как в Мексике устроен сбор мусора, поэтому все, что можем сделать, это просто мотивировать ее и надеяться, что все у нее получится.
Остальным помогают с контактами: у проекта REschools есть список компаний, готовых вывозить вторсырье в Санкт-Петербурге. Хотелось бы иметь партнеров и в других регионах страны - чтобы во всех школах можно было бы легко и просто организовать раздельный сбор отходов. Но с этим пока сложности - далеко не во всех областях России есть предприятия, занимающиеся переработкой пластика и стекла.
— Конечно, хотелось бы сделать определенную систему, чтобы школам проще было выстроить связи с компаниями напрямую - так они точно будут знать, что найдут партнеров, — мечтает Дарья Хамаза. — Хотелось бы улучшить отношения с администрациями учебных заведений, чтобы они активнее принимали участие в этом процессе, потому что не всегда они считают нужным идти навстречу ребятам в этой инициативе. Иногда нам приходится общаться с директорами, учителями, чтобы показать им, что все доступно и реально - становимся своего рода живым примером. В общем, пока что развиваемся как движение активистов и просто мотивируем ребят.
Впрочем, сильно мотивировать школьников не приходится. В отличии от взрослых, они уверены, что при наличии желания все препоны преодолимы.
«Многим небезразличны проблемы экологии, им важно, в каком мире мы будем жить через несколько десятков лет. Всех интересует раздельный сбор мусора, потому что это практика, которая внедряется в странах на государственном уровне, школьники путешествуют, видят эти примеры. И понимают, что можно организовать это и у нас, поэтому берут инициативу в ссвои руки»,— говорит Дарья.