Что происходит с заповедниками в России?
В последнее время все чаще в СМИ упоминаются особо охраняемые природные территории, но совсем не в положительном контексте. Зачастую речь идет о каких-либо действиях, которые ничего хорошего этим территориям не принесут.
Так, заслуженный эколог РФ Всеволод Степаницкий назвал две тенденции, которые в последнее время все чаще упоминаются в контексте заповедной системы:
- Ослабление законодательства. Один из примеров - законопроект о сплошных рубках леса на Байкале, который расколол общество на тех, кто «за» и кто «против».
- Посягательства на природные комплексы ООПТ, связанные с их вовлечением в различные виды хозяйственной деятельности и природопользования. В первую очередь, речь идет о туризме.
Recycle собрал наиболее резонансные истории:
Нацпарк «Лосиный остров». Через ООПТ хотят построить трассу, чтобы решить проблему пробок в Королеве. Положительное заключение ОВОС написали сотрудники ВНИИ «Экология», который курирует Минприроды. Против дороги экологи, общественность и даже сами жители. Общественные обсуждения проходили до 13 декабря, пока решение мэрии не озвучено.
Сочинский нацпарк. ООО «Турьев Хутор Девелопмент» арендовала у нацпарка земли, а летом 2023 года вырубила 9 га леса под гостиницы. Прокуратура оценила ущерб в 2,5 миллиарда рублей, но после мировой сделки сумма снизилась до 100 миллионов рублей. Уничтоженные территории были одними из «последних нетронутых с девственными лесами и почвами».
Заказник «Кирзинский». В сентябре 2023 года местные власти там хотели разрешить сплошные и санитарные рубки для строительства линейных объектов, проезд транспорта вне дорог. «Кирзинский» - один из старейших заказников РФ. Там обитает крупнейшая группировка сибирской косули, а водно-болотные угодья заповедника - места гнездования водоплавающих и околоводных птиц, охраняемых Рамсарской конвенцией.
Кавказский заповедник и опять Сочинский нацпарк. Через эти две ООПТ собирались построить трассы: Черниговское – Дагомыс, Гузерипль - Красная Поляна (Майкоп – Сочи) и ж/д дороги: Кривенковская – Адлер и Черкесск – Адлер. Эти дороги попали в новый генплан Сочи, а прокуратура Кубани в этом не увидела нарушений.
Заметно, что большинство вмешательств в зоны ООПТ продиктовано развитием туризма. При этом учёные и эксперты не раз выступали с жесткой критикой предложений по развитию рекреационной инфраструктуры. По их мнению, предлагаемые меры не только противоречат действующему законодательству, но и приведут к деградации природных комплексов.