Как работает первый в России онлайн-супермаркет мусора

Как работает первый в России онлайн-супермаркет мусора

Первый онлайн-супермаркет мусора появился в России в ноябре. Здесь можно приобрести бутылки, батарейки, подгузники… Только не новые, а использованные и брошенные на берегу Байкала. Такую неординарную форму сбора средств на поддержку своих инициатив придумала команда иркутской региональной экологической общественной организации «Мой Байкал». Recyclemag поговорил с авторами необычного проекта.

В этом году команда организации «Мой Байкал» проходит обучение у фонда «Нужна помощь». Во время курса, посвященному построению своей фандрайзинговой компании, нужно было разработать проект и запустить его. 

Продумать концепцию и ее решение каждой команде помогали эксперты:

- Так мы встретились с Александром Чумаченко, креативным директором агентства SLD, - рассказывает Дарья Винник, пиар-менеджер ИРО «Мой Байкал». -  Мы пообщались, он выяснил, чем мы занимаемся, обсудили, чем он нам может помочь. Потом начали мозговой штурм, в итоге возникла такая идея – на Байкале есть все то же, что и в обычном магазине. Те же упаковки и бренды, только уже в использованном виде. С этой «точки» наш «супермаркет мусора» и начался. Звезды сошлись, мы раскрутили идею и создали онлайн-проект, привлекающий внимание к происходящему на Байкале.

Аналогов своей задумки авторы не обнаружили. Находили иностранные магазины с антикварными находками, но это был не мусорный магазин, а виртуальный музей. Такого, как они, «ключа» к благотворительному сбору никто не подбирал.

Каждый «товар» в супермаркете мусора имеет свою цену. К примеру, банка пива стоит 980 рублей, а зубная паста - 320. Это не случайные цифры – ее определяли при помощи эксперта-эколога Дарьи Бедулиной. К примеру, самыми дорогими – 10560 рублей - в магазине получились батарейки. Это потому, что они особенно сильно вредят окружающей среде.

Благотворительные «покупки» в виртуальном магазине

Магазин «Моего Байкала» виртуальный. Настоящий использованный подгузник или обертку от шоколадки никто покупателю отправлять не будет.

- У нас интерактивная площадка для благотворительных сборов, - поясняет Дарья Винник. Покупатель, он же в этой ситуации жертвователь, выбирает тот мусор, который ему приглянулся. Оплачивая товар из своей корзины, человек словно участвует в уборке и забирает мусор с берегов Байкала. Деньги, внесенные за покупку, идут на поездки волонтеров на озеро, откуда они вывезут отходы. Они отправятся либо в переработку, либо, если дать им вторую жизнь невозможно, отходы увезут на санкционированный иркутский полигон.

На фотографиях в супермаркете - реальные объекты. Это не просто старые батарейки, а те, что были найдены на берегу озера. 

Идея проекта появилась у команды «Мой Байкал» в начале лета, во время самого выездного сезона для волонтеров. Партнеры супермаркета, компания SLD, находится в Москве. 

Конечно, пересылать им мусор никто не стал. Просто отфотографировали разные собранные предметы и отправили снимки коллегам. Те сделали для «товаров» одинаковый фон и выложили на сайт. Его разработка и создание фирменного стиля супермаркета было задачей SLD.

Проект запустили 8 ноября, в понедельник. На следующий день пошли новости о проекте, и люди начали активно посещать нетипичный онлайн-магазин. Уже вечером среды «покупки» совершило более 150 человек. Людей заинтересовал такой формат:

- Наши личные сообщения немного взорвались – многие стремятся поделиться с нами своими положительными эмоциями от участия в проекте или от покупок, дают обратную связь, отмечают нас в своих отзывах, - говорит Дарья. – В сторисах мы читали: «Хочется чего-то вредного, прикуплю себе «Ролтон» или «Захотелось райского наслаждения, заберу у Байкала «Баунти». Некоторые выбирали товар по цене, в зависимости от того, сколько они могли пожертвовать на благотворительность.

Особенно популярными в итоге оказались бюджетные предложения по 200-300 рублей. В сторис чаще всего мелькали «Баунти», «Ролтон», бутылка из-под пива, влажные салфетки. 

Показать, что происходит на Байкале

Пока супермаркет вызывает у людей интерес без специального продвижения. Многие издания сообщили об открытии магазина мусора, и теперь проблемы Байкала обсуждаются активнее, чем прежде. Это было одной из важных целей проекта - рассказать всей стране, что происходит с территорией. По подсчетам «Моего Байкала», сейчас на берегах озера более 50 несанкционированных свалок.

Куда пойдут собранные с помощью супермаркета деньги? На новые проекты организации и поддержку давних инициатив:

-  Сезон активной работы волонтеров уже закончился, мы ждем 2022 год, - делится планами Дарья. – Рассчитываем вновь провести наши «Праздник Чистоты», традиционные уборки на берегах Байкала, в следующем году им исполнится уже 10 лет. Это 5-дневные выезды волонтеров на Байкал. Продолжим проект «Экодесант», выезды в байкальские поселки для сбора вторсырья у местных жителей. Там не очень хорошо решен вопрос с вывозом отходов, поэтому мы решили подключиться и помочь людям вывезти вторсырье на переработку.
Акции начались в этом году, и наша команда уже забрала у жителей поселков более 8 тонн вторсырья. Мы получили множество приглашений приезжать на следующий год и услышали положительные отзывы о своей работе. Еще один большой проект, который мы собираемся воплотить в жизнь в следующем году - создание интерактивной карты свалок Байкала. У нас за столько лет борьбы с мусором на берегах озера немало наработок, мы хотим создать сайт и наглядно осветить проблему. Нам очень важно показать реальную картину.

Фотографии предоставлены организацией «Мой Байкал»