Раздельный сбор в воздухе, топливо из масла и пледы из бутылок: 8 экологических инициатив авиакомпаний
За один час полета пассажирские самолеты типа Boeing 737 сжигают в среднем 3000 литров топлива, это примерно около 9 тонн выбросов CO2 при полете на расстояние в тысячу километров. Чтобы снизить свой углеродный след, авиакомпании создают биотопливо на растительном масле, выдают пассажирам пледы из переработанного пластика и реализуют другие экологические инициативы.
Масло вместо керосина
В конце прошлого года самолет авиакомпании Hainan Airlines впервые совершил трансокеанский перелет на биотопливе. Boeing 787, заправленный топливом на основе растительного масла, совершил рейс из Пекина в Чикаго. Горючее содержало и стандартный авиакеросин, но на 15% состояло из масла.
Причем масла вторичного использования – его собрали в кухнях ресторанов Китая.
На борту находились 186 пассажиров: владельцы авиакомпании были настолько уверены в качестве топлива, что не беспокоились за безопасность полета. Дело в том, что эксперименты с биотопливом уже проводились Hainan Airlines: два года назад был запущен экологический рейс из Пекина в Шанхай. В этот же раз решились на перелет через океан.
Эксперимент удался и теперь представители авиакомпании надеются, что в дальнейшем полетов на безопасном топливе станет больше. Тем более, польза его для окружающей среды очевидна: биотопливо горит чище и производит меньше углекислого газа. А если учесть, что для его создания используют вторичное сырье, то уменьшается и количество отходов пищевого производства Китая.
Это не единственная инициатива компании: Hainan Airlines вкладывает средства в посадку деревьев и восстановление культурных и исторических реликвий.
Заплати за экологию
Биотопливо используют и европейские авиакомпании: Finnair еще четыре года назад запустил трансатлантический рейс Хельсинки — Нью-Йорк, выполнявшийся на новых самолетах, использовавших биотопливо.
В 2019 году перевозчик планирует дать возможность и своим пассажирам позаботиться об экологии: Finnair хочет запустить сервис, где каждый желающий при покупке билета может оплатить биотопливо, которое будет использовано на рейсах авиакомпании. С помощью этого сервиса можно будет перевести любую сумму и на другую инициативу перевозчика — например, на развитие проекта по улавливанию углерода и посадку деревьев.
До этого Finnair отказался от распространения на своих рейсах бумажных газет и журналов.
Взамен финский перевозчик предлагает пассажирам большой выбор прессы в цифровом формате: на дальнемагистральных рейсах Finnair можно читать более 50 международных газет в формате PDF. Для этого пассажирам приходится использовать свои ридеры и смартфоны, но не нужно платить за Интернет: электронная пресса доступна бесплатно.
Одеяло из бутылок
Вторичное сырье перевозчики используют не только для создания топлива: авиакомпания Emirates, например, выдает своим пассажирам пледы, сделанные из переработанного пластика.
«Теперь на некоторых рейсах вы можете особенно уютно устроиться на кресле за просмотром любимого фильма — укрывшись мягким флисовым одеялом из экологичного материала. Прежде чем очутиться на ваших креслах и согреть вас своим теплом, эти одеяла пережили немало приключений. Все они были изготовлены из тончайшей инновационной пряжи по технологии ecoTHREAD™: на производство каждого пошло 28 пластиковых бутылок объемом 400 мл», — сообщает авиакомпания на своем сайте.
Бургеры без мяса
Все чаще авиакомпании меняют свое меню под клиентов, например, вводят сезонные продукты или праздничные блюда к Рождеству, Пасхе или Новому году. Некоторые пошли еще дальше – решили сделать специальное меню для вегетарианцев.
Так, American Airlines подает шарики из цуккини и грибов, Delta Airlines предлагает безглютеновые вегетарианские закуски, а новозеландская компания Air New планирует ввести в меню веганские бургеры и закуски из растительного и искусственного мяса.
Российские компании также предоставляют меню без мяса, правда порой заплатить за него придется отдельно: например, S7 за доплату в 150 рублей накормит вас овощным салатом, рисом с припущенными брокколи, цветной капустой и морковью по-деревенски и фруктовой нарезкой.
Калькулятор полета
Заботятся российские авиакомпании и о снижении углеродного следа. Например, «Аэрофлот» не только запустил программу по экономии использования топлива, но и предлагает пассажирам посчитать, какой углеродный след оставит на этой планете их путешествие.
Такие перевозчики как Air France, Delta Airlines, Emirates тоже создали калькулятор, который может рассчитывает степень воздействия авиаперевозки каждого пассажира на окружающую среду. Пассажиры «Аэрофлота» рассчитать объем своего негативного воздействия могут по ссылке.
«В будущем данная экологическая инициатива предоставит пассажирам возможность компенсировать свой углеродный след посредством добровольного пожертвования на поддержку экологических проектов, уменьшающих выбросы парниковых газов (посадка деревьев, защита лесов от короеда, возобновляемая чистая энергия, очищение водоемов и др.)», — утверждает компания.
Ноль отходов в кабине
Авиакомпания Iberia запустила проект Zero Cabin Waste, цель которого — организовать раздельный сбор мусора на бортах своих самолетов. О нем стало известно еще в 2016 году, а подведение итогов и окончательное внедрение такой системы сбора мусора планируют на конец 2019 года.
Пока же в Iberia тестируют способы сортировки мусора, обучают персонал, договариваются с аэропортами о правильной утилизации полученных фракций.
Если удастся наладить все этапы системы, то, по прогнозам перевозчика, объем отходов снизится на 5%.
В компании планируют перерабатывать 4,5 тысячи тонн мусора в год. Это позволит избежать выброса 4 340 тонн углекислого газа в атмосферу и компенсировать, условно говоря, 340 авиарейсов между Мадридом и Барселоной.
В этом году авиакомпания проводит пробные рейсы с раздельным сбором отходов: стюарды собирают мусор в тележки с двумя отсеками — в один идет бумага и упаковка, которые можно переработать, в другой — органический мусор и неперерабатываемые ТБО.
В результате одного только пробного рейса в июне было переработано более 66 кг мусора. Неплохой результат, но Iberia продолжает поиск оптимального способа управления отходами.
Спасение джунглей
Singapore Airlines тоже борется за сокращение выбросов углерода: внедряет революционные конструкции самолетов, использует более эффективные схемы полетов и организации воздушного движения, сокращает вес.
Авиакомпания также компенсирует свой углеродный след за счет поддержки проекта защиты джунглей Харапан. Это уникальное место, где обитают более 300 видов птиц и млекопитающих, в том числе находящиеся под угрозой исчезновения, подвергается незаконным вырубкам.
Чтобы спасти эти 100 000 гектаров тропических лесов, правительство Индонезии выдало лицензию на защиту джунглей группе организаций и исследователей. К проекту подключились и «Сингапурские авиалинии»: они выделили на эти цели 3 миллиона сингапурских долларов и привлекают к участию в проекте клиентов и сотрудников компании.
Экологичные самолеты
Один из крупнейших лоукостеров Западной Европы - компания EasyJet - объявила о закупке большой партии экологичных аэробусов A320 Neo. По данным авиакомпании, новые A320 NEO производят на 15 % меньше углекислого газа, потребляют на 15 % меньше топлива и производят на 50 % меньше шума, чем обычный А320.
«Мы гордимся тем, что в скором будущем станем европейской компанией, наиболее оснащенной A320 Neo. Наши убеждения и наше стремление изменить ситуацию по отношению к окружающей среде означают, что мы всегда находимся в поиске инноваций», - объявили в авиакомпании.
До конца 2018 года флот авиакомпании будет состоять из 30 новых аэробусов. Еще 100 начнут летать по маршрутам EasyJet в течение 2019 года.