Как леса России помогут достичь углеродной нейтральности

Как леса России помогут достичь углеродной нейтральности

В Москве состоялся круглый стол, посвященный роли лесного хозяйства в достижении Россией углеродной нейтральности. Инициатором дискуссии стала всероссийская экологическая онлайн-платформа «Чистое будущее», созданная при поддержке крупного российского бизнеса и представителей ведущих академических институтов России. Recycle публикует ключевые выводы. 

Глава Минприроды Александр Козлов ранее заявлял, что Россия намерена представить ООН собственную методику подсчета лесов. По данным западных ведомств, углеродный баланс управляемых российских лесов составляет 614,5 млн тонн СО2 эквивалента в год.

Однако по оценкам Минприроды эта цифра почти втрое выше - 1,6 млрд тонн СО2. 

Таким образом, в денежном выражении Россия становится крупнейшим мейджором мировых лесов, обладая от 19% до 38% их ценности. The Boston Consulting Group (BCG) в своем докладе 2021 года также отмечает недооцененность в разы поглощающей способности российских лесов. Реальные значения, пишет BCG, могут составлять 1,8-2,2 млрд тонн CO2 эквивалента в год против  0,6 млрд тонн, зафиксированных на бумаге.

Без сомнения, сейчас есть необходимость в разработке отечественной  методологии учета выбросов (CO2-налог), а также методологии оценки лесных ресурсов.

 

Экологическая онлайн-платформа «Чистое будущее» одной из своих задач видит формирование консенсуса в экспертном и фундаментальном научном сообществе по вопросу разработки отечественной системы методологии оценки поглощающей способности российских  экосистем: лесов,  болот, тундры и Мирового океана, а также продвижение этой инициативы в государственных ведомствах и крупных корпорациях.

Об управлении углеродным балансом лесов, а также российской оценке их поглощающей способности речь шла на первой сессии круглого стола.

 

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) Александр Широв отметил, что «важной исследовательской задачей является необходимость разработки отечественной методологии учета выбросов (CO2-налог) и методов оценки лесных ресурсов. Наш лес не только легкие планеты, но важнейший экономический ресурс и элемент стратегии социально-экономического развития России.  Снижение выбросов парниковых газов в целевом сценарии примерно на 40% обеспечивается технологиями и экономикой, а почти на 60% - нашими экосистемами, в том числе и лесами. Это большой вызов, который формируется перед российской наукой. Именно наука должна обеспечить верификацию на мировой площадке понимания того, насколько серьезна поглощающая способность наших экосистем – это  крупнейший научный проект и вызов, который интегрирует все научное пространство, которое у нас есть».

 

Виктор Иванович Данилов-Данильян, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук, отметил, что оценки Минприроды и данные ОНН по углеродному балансу управляемых российских лесов не совпадают почти на 1 млрд тонн СО2. Разбирая и споря о разнице методологий, нужно не забыть, что хоть "экономическая роль лесов огромна, но оценивать лес только как древесину - абсолютно неадекватно. Роль лесов нельзя принижать, они имеют большое значение для углеродного баланса, они взаимодействуют с болотом, реками и озёрами. Если мы говорим о выживании, об экологической безопасности, то лесу нужно уделять первостепенное внимание. Леса взаимодействуют со всеми экосистемами, биосферы не будет без леса. Без леса не может существовать человек.  И в то же время, мы должны быть готовы к тому, что российские леса для мирового сообщества будут «самыми грязными и практически лишенными способности поглощать углерод». В иерархии они будут стоять на последнем месте, поэтому свою точку зрения необходимо отстаивать. Экономическая ценность, ресурсный потенциал не самое важное, самое важное—депонирующий  потенциал лесов».

 

Председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов отметил, что расклад в глобальной энергетике, спровоцированный не в последнюю очередь агрессивной геополитической риторикой, вынуждает инвесторов пересматривать подход к экологическим стандартам. Поэтому Россия должна проактивно добиваться признания собственной методологии учета поглощающей способности своих лесов. Двойные стандарты европейцев никуда не денутся, но зеленая дипломатия должна помогать налаживать взаимоотношения». 

 

Начальник Управления науки и международного сотрудничества Рослесхоза Владимир Дмитриев рассказал, что для оценки потенциала поглощения СО2 до недавнего времени использовались данные реестра, который устарел на 20-25 лет. На   сегодняшний день проделана огромная работа по инвентаризации деревьев на выборочных участках. Инвентаризовано 112 млрд куб. метров древесины, а это на 36% больше, чем ожидалось.  Начат второй цикл государственной инвентаризации лесов. По завершению инвентаризации мы получим достоверные данные о пулах накопления углерода».

 

Член комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Нуритдин Инамов: «Да, сейчас много спекуляций на теме ESG. Климатическая повестка не уходит, но переосмысливается. Мы идем по пути пересмотра ценностей. Европа снова демонстрирует двойные стандарты: идет возвращение к углю. Зелёная дипломатия сможет стать потенциалом для налаживания отношений. Мы настроены на созидание. Нельзя провести экологическую границу по земле и воде, ведь экосистема общая».

Борис Порфирьев, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН,  считает, что «нельзя решить комплексную проблему лесов, если будем оценивать все через условные углеродные единицы. Депонирующая способность лесов обеспечивается путем комплексного отношения к лесам, как к величайшей ценности, которая поддерживает и гидрологический баланс, и биоразнообразие, и сохранение почвенного покрова. Проблема должна решаться комплексно».

«Верный способ окончательно похоронить и климатическую повестку, и наши леса, пойти по рыночному пути и все начать мерить углеродными единицами, а не подходить к проблемам леса комплексно»,—такое мнение высказал Борис Порфирьев.

Он отметил, что «если Вы посмотрите на леса комплексно, и с точки зрения экономики оцените их системные услуги, то Вы увидите, что в реальности оценка будет превышать приведенные данные BCG.  На самом деле, оценочная стоимость будет составлять примерно 3-5 млрд долларов. Потому что поглощающая способность лесов—это всего 2% от ценности этой системы экологических услуг, древесина—это еще 16%. Т.е. экологическая ценность лесов во много раз выше».

По словам Порфирьева, «важна государственная поддержка, когда бизнес переходит на ESG критерии. Чтобы государство понимало, что когда бизнес реализует ценности, имеющие экологическое и социальное измерение, а лес—это ярчайший пример, то государство должно оказывать соответствующую поддержку бизнесу».

Лесовосстановление и воспроизводство лесов, а также вопросы мониторинга, предотвращения и тушения на отдаленных территориях лесных пожаров обсудили ученые-практики на второй сессии. 

 

Заведующий научно-учебной лабораторией экономики природных ресурсов и окружающей среды Сибирского федерального университета Антон Пыжев задал коллегам  принципиальный вопрос:  "А есть ли в России вообще управление углеродом лесов как таковое? У нас, например, есть проблема вспышек размножения насекомых вредителей, но об этом практически никто не говорит", - отметил ученый. По мнению Антона Пыжева,  «пока общество и государство не начнет проводить ревизию целей, которые стоят перед отраслью, мы не сможем серьезно изменить ситуацию с сохранением лесов».

 

Главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Сергей Барталев напомнил участникам, что научный совет по лесу РАН уже инициировал проект климатического мониторинга в лесах, в том числе из космоса. "Устаревшие данные, которыми приходится пользоваться—это наша текущая реальность. При этом, технологии дистанционного зондирования все это время не стояли на месте, а интенсивно развивались. Поэтому мы можем компенсировать недостаток информации, и избавиться, наконец, от неточности оценок масштабов негативных последствий".

 

Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц: «Основной вопрос для поиска решения - как сделать компенсационные посадки леса не расходной, а доходной статьей бюджета. Необходимо обеспечить оценку поглощения и эмиссии углерода по всем направлениям федеральной программы по сохранению лесов, а также обеспечить открытость списка типов и методологий лесоклиматических проектов".

 

В рамках круглого стола было отмечено, что системный кризис, спровоцированный не в последнюю очередь агрессивной геополитической риторикой, вынуждает инвесторов пересматривать подход к экологическим стандартам. Как отмечает Bloomberg,  инвестирование «во благо» пережило бум во время пандемии: за последние два года в фонды акций ESG влилось более 68 миллиардов долларов. Многие инвесторы полагали, что этот импульс сохранится и в 2022 году. Однако резкий рост цен на нефть поднял акции компаний, работающих на ископаемом топливе, а «зеленые» инвестиции превратились по большей части в благотворительность. О проектах российского бизнеса в области устойчивого развития, в первую очередь, связанных с лесовосстановлением и учётом поглощающей способности лесов,  дискуссия шла среди представителей крупнейших российских компаний.

 

Директор департамента экологической эффективности ПАО «НК "Роснефть" Виктория Сапожникова рассказала об одном из ключевых экологических  проектов компании: "Роснефть совместно с правительством Красноярского края инициировала лесоклиматический проект, который ориентирован на ряд мер и действий правового, инфраструктурного характера, которые позволят раскрыть потенциал поглощения парниковых газов лесами страны. Совокупный потенциал поглощения углекислого газа за счет комплекса лесохозяйственных мероприятий в рамках проекта может достигать 10 млн тонн СО2-эквивалента. Проект является уникальным для России (на сегодняшний день есть лишь несколько примеров  реализации локальных лесоклиматических проектов)».

Для реализации проекта на полях Петербургского международного экономического форума НК «Роснефть» заключила соглашения о сотрудничестве с Рослесхозом и СПбГЛТУ им.С.М.Кирова – старейшим и ведущим лесотехническим университетом России. «Роснефть» уже сейчас вносит значительный вклад в поглощение выбросов парниковых газов лесами России, ежегодно высаживая молодые деревья в регионах своей деятельности. Только за 2021 год Компания и Общества группы «Роснефть» высадили более 9,3 млн саженцев деревьев, которые являются природными поглотителями углерода.

Как добавила Сапожникова, совместно с учеными ведется разработка методологии реализации климатических проектов, которая может стать прообразом национальных стандартов в этой сфере.

По словам Сапожниковой, отечественный бизнес заинтересован в развитии климатического потенциала, так как он позволяет реализовать национальные конкурентные преимущества на глобальном уровне. «Роснефть» рассматривает проекты по природному поглощению углерода как дополнительный рычаг в низкоуглеродной реализации самого перспективного в мировой нефтегазовой отрасли проекта  «Восток Ойл». При этом Сапожникова подчеркнула, что такие проекты не только позволяют генерировать некие у.е. единицы сокращения выбросов парниковых газов, но и дают существенные дополнительные эффекты, в том числе для биоразнообразия и суммарного положительного воздействия на экосистемы.

Подводя итог круглого стола, Виктория Сапожникова заметила: "Мы уже делаем все то, о чем говорили многие спикеры сегодня. Это и взаимодействие с министерствами по землям сельскохозяйственного значения и разработка методологии оценки лесоклиматических проектов. Мы уверены, что нам совместно удастся внести свой вклад в потенциал экологического развития России".

 

Руководитель Центра устойчивого развития ВЭБ.РФ Иван Стариков: «Площадь заброшенных сельхозземель в России, пригодных для выращивания леса, составляет около 76 миллионов гектаров. Даже с учётом госпрограммы по возврату 13 миллионов гектаров таких земель в сельскохозяйственный оборот, это колоссальный резерв и для продуктивного лесовыращивания и для разнообразных лесоклиматических проектов". В завершении доклада он указал: "Россию невозможно выдернуть из глобальной климатической повестки. Поэтому и мы не должны бросать свои климатические проекты".

 

Вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов: "В фокусе развития Segezha Group – экологичные технологии глубокой переработки древесины и максимально безотходного использования сырья». Рассказывая о подходе компании в области сохранении лесов, Николай Иванов указал: "Мы получаем большое преимущество перед другими игроками рынка благодаря тому, что наши граждане становятся участниками программы по разведению лесов. А интегрированная бизнес-модель Segezha Group позволяет использовать древесное сырье максимально эффективно и рационально". Отдельным направлением развития компании является производство биотоплива, в том числе на экспорт.