Как российские потребители поступают с лишними и просроченными продуктами
Обойтись в быту без пищевых отходов мало кому удаётся. Большинство из нас периодически решает, что делать с ненужными или небезопасными для употребления продуктами. Их можно выбросить, а можно — «спасти». Выбор россиян изучила профессор НИУ ВШЭ Марина Шабанова.
Почему продукты отправляются в мусор
Около трети всех произведенных продуктов в мире выбрасывается. В России ежегодно накапливается 17 млн тонн пищевых отходов на 1,6 трлн рублей. Спасти их значило бы прокормить 30 млн человек и избавиться от 2,4 млн тонн метана и других газов, образующихся на свалках.
Значительная часть выброшенного — дело рук потребителей. Что приводит нас к такому обращению с продуктами?
Факторы разные: от усталости и активного образа жизни, меняющего планы в отношении мест приёма пищи, до неумения продумывать покупки и домашнее питание, хранить и готовить еду, влияния рекламы, провоцирующей запасы впрок.
Влияют и современные установки человека: не заставлять своих детей доедать, когда те не хотят; желание получать удовольствие от еды; приверженность к сбалансированному и свежему питанию; экономия на продуктах (главное их цена, а не качество).
Рачительный подход в тренде
В 2008 году, по данным ВЦИОМ, некачественные или лишние продукты не выбрасывали 36% потребителей. В 2020 году, как показало исследование НИУ ВШЭ, уже 52%.
Такая динамика объясняется многолетним снижением реальных доходов населения, постепенным ростом экологической ответственности, изменением практик питания в условиях пандемии: сократилась доля импульсивных покупок, чаще стали готовить дома, «в том числе из ингредиентов-остатков или продуктов с приближающимся сроком годности».
Тех, кто практикует еду на выброс, в России 48%. Исследование впервые оценило их по двум группам: те, кто отправляет в мусор продукты с истекшим сроком годности, и кто делает то же самое с «хорошими», то есть качественными, но лишними. Первая группа перевесила: 46% выбрасывают «плохую» еду, 14% — «хорошую», при этом только «плохую» – 34%, а только «хорошую» — 2–3%. Каждый пятый обычно избавляется от продуктов не менее одного раза в неделю или почти ежедневно, 17% — два–три раза в месяц.
Пути «спасения» продуктов
Первый и самый распространенный путь (его выбирают 49% россиян) — кормить домашних и бездомных животных или компостировать отходы, получая из них удобрения для почвы.
Второй (30%) — продлевать срок годности (замораживать и хранить «до лучших времён»), дополнительно обрабатывать продукты с истекшим сроком и применять их в кулинарии.
Третий (33%) — социальные каналы. Передача «хорошей» еды другим людям, лично или офлайн — через интернет-платформы, в том числе с помощью P2P-фудшеринга.
От 15 до 25% россиян считают нужным развитие интернет-приложений для обмена продуктами хорошего качества, установку специальных стоек (в местах соцобслуживания, в храмах, в подъездах домов), появления в каждом микрорайоне соответствующих пунктов приёма. Запросы к торговым сетям и общепиту — реализовывать продукцию в более мелких упаковках, передавать остающееся к концу дня (салаты, выпечку и др.) непосредственно нуждающимся или в благотворительные фонды.
Существуют и технологические решения против выбрасывания еды.
Оптимизация конструкций холодильников. Поддержка нужных температур может в два-три раза продлить срок годности продуктов.
Интеллектуальные холодильники. Функция оповещения о содержимом уменьшает пищевые отходы на 25–30%.
Изменение типа и размера тарелок при подаче по системе «шведский стол». Сокращение отходов на 19–57%.
Оптимизация упаковки. Проблемы с ней — это 20–25% всех пищевых отходов домохозяйств.
Ну и, конечно, более качественное информирование населения. Люди ждут просвещения на темы планирования покупок, умения читать маркировку, правильного хранения еды, обращения с её остатками, с упаковкой, бережного отношения к продуктам, вреде бытовых отходов для окружающей среды.
Работа Марины Шабановой «Выбрасывание продуктов и практики по “спасению еды” в России (микроуровень анализа)» проведена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Базируется на репрезентативном опросе 2 тыс. граждан РФ в ноябре 2020 года. Результаты опубликованы в электронном журнале «Экономическая социология».
Материал предоставлен АНО «Фудшеринг»