«Ясный горизонт»: сервис для борьбы с лесными пожарами создали в Краснодарском крае
Краснодарский край лесные пожары

«Ясный горизонт»: сервис для борьбы с лесными пожарами создали в Краснодарском крае

«Ясный горизонт» — так называется новая программа, которая позволяет пользователям без лишних хлопот отмечать на карте лесные пожары и отправлять информацию о них во все ответственные структуры. Созданная в Краснодарском крае она уже расширила свою географию на шесть соседних регионов. 

Теперь для того, чтобы сообщить о лесном пожаре в МЧС, областное правительство или администрацию сельского поселения, не нужно писать множество обращений и обивать пороги чиновников с заявлениями в руках. Новый сервис «Ясный горизонт» позволяет обратить внимание ответственных лиц на проблему горящих территорий в несколько кликов. Создали её неравнодушные активисты из Краснодарского края. 

— Россия одна из самых горящих стран мира: у нас горит буквально все –леса, степи, водно-болотные угодья, сельскохозяйственные поля, — рассказывает Дмитрий Шевченко, один из создателей онлайн-сервиса «Ясный горизонт», основатель АНО Гражданская инициатива против экопреступности. — Я изучал разную пожарную статистику – и ту, что дают госорганы, и данные общественных организаций – и видно, что ситуация усугубляется с каждым годом. 

В 2020 году, например, пожары начались раньше, пик оказался выше (то есть горело больше, чем обычно), а продолжились они дольше. Пожарный сезон растягивается. И такая тенденция будет сохраняться. И если с этим ничего не делать, то скоро в стране не останется ни одного клочка, где бы когда-либо не проходили ландшафтные пожары. Происходит это в том числе по вине отвратительной работы госорганов – в случае пожаров статистика у нас просто фальсифицируется. В Краснодарском крае, например, в принципе МЧС не регистрирует пожары не на лесных землях. Так, если водно-болотные угодья горят, их не регистрируют, пока общественный скандал не поднимется. 

В решении этой проблемы, считает Дмитрий, обычные принципы работы экологических активистов не помогают. Против лесных пожаров бессмысленно проводить протестные акции. Волонтёрство тоже подходит мало: пожарные добровольцы – а такая практика есть в некоторых регионах – тема хорошая, но затратная по финансам и ресурсам. Просвещение (рассказывать о противопожарных правилах в лесу) – вещь правильная, но относится к функции государства. 

— Я пришёл к одному простому выводу: количество и масштабы пожаров – это прямое следствие качества государственного управления на конкретной территории — не только на национальном, но и на региональном уровне. Второй мой вывод состоит в том, что в общем-то установить причины пожара на конкретной территории можно путём изучения того, что вообще собой представляет данный земельный участок. И самый главный вывод был очень простой – не пытаться подменить собой государство, туша пожары или занимаясь просветительской деятельность, надо заставить само государство выполнять свои функции. И я начал заниматься этой работой, — воспоминает Дмитрий Шевченко. — Как мы действовали раньше? Ехали, фиксировали пожары, потом я приезжал в город, писал вручную заявления в госорганы — всё это занимало кучу времени. Потому что нужно было определить место и время пожара, потом вернуться в город, зайти на кадастровую карту, определить номер участка, потом зайти на погодные сервисы посмотреть какая была погода в тот момент, потом приходилось выписку из ЕГРЮ получить, чтобы понять что за хозяйственный субъект на этой территории. В общем, времени уходило много. И мы с коллегами подумали, почему бы эту работу не автоматизировать? 

Вместе с коллегой, ГИС-специалистом Андреем Филимоновым решили свести всё на одной площадке. Задача была непростая. И не столько в техническом плане – подобные сервисы, где ведётся работа со слоями, существуют давно. Сложно было раздобыть кадастровые планы, определить кто за какой участок земли отвечает и какой закон можно применить в случае пожара на землях того или иного назначения. Второй задачей было сделать так, чтобы пользователю не приходилось самому писать письма. Создателей «Ясного горизонта» вдохновил сервис РосЯма, где пользователи могли отмечать на карте плохие дороги, а сервис сам направлял заявления в ответственные за автотрассы органы. И новый сервис сделали по его аналогии.

Работает он просто. Человек видит пожар в лесу, фотографирует, ставит точку геолокации, заполняет свои данные – фамилию, имя, электронный адрес. А система сама направляет заявление о пожаре в госорганы. 

— Мы потратили очень много времени, чтобы составить несколько десятков видов обращений в разные госорганы. Теперь заявление об одном пожаре отправляется сразу и в МЧС, и в орган, который отвечает за охрану территории, например, в администрацию сельского поселения, — говорит Дмитрий и добавляет, что система по той же схеме работает не только с пожарами, но и с выгоревшими территориями. — Как только мы запустили сервис, началась пандемия. Закрыли возможности для поездок. Поэтому мы, сидя дома, мониторили термоточки на спутниковых снимках. В итоге за сезон я направил около 350 обращений. И хотя по многим заявлениям пришли отписки, некоторые вещи сработали. В основном возбуждались дела по нарушению правил противопожарного режима. Но бывали интересные вещи: например, дела по нарушению правил охраны мест обитания животных — чиновники находили такие основания, чтобы оштрафовать землепользователя. Было возбуждено даже два уголовных дела.

Создатели «Ясного горизонта» планируют расширить сервис и вывести данные с датчиков загрязнения воздуха, аэрозольных загрязнений. 

— Мы хотим сделать это, чтобы мотивировать людей, которые думают, что чужие пожары их не касаются. А мы говорим: "Касаются, потому что вы дышите этим", — добавляет Дмитрий. — У себя мы запустили датчик 23 июля. И отметили, как росла среднесуточная концентрация аэрозольных загрязнений в нашем городе, когда жгли сухостой на рисовых полях, которых в регионе очень много. Уровень загрязнения воздуха в городе был как в Дели, Шанхае — намного превышал мировой порог, рекомендуемый ВОЗ. 

Первое время «Ясный горизонт» действовал только в Краснодарском крае, но сейчас к сервису подключили ещё пять регионов: Ростовская область, Республика Адыгея, Ставрополье, Калмыкия, Астраханская область. В этом году подключат ещё шесть, включая Москву и Калининград. В планах также запуск мобильного приложения, пока же воспользоваться сервисом можно только через браузер.

Инструкция для работы с сервисом - здесь.