Список бережных инициатив 2021: что было сделано для экологии и общества
бережные инициативы

Список бережных инициатив 2021: что было сделано для экологии и общества

Жители России назвали инициативы и проекты прошедшего года, которые считают полезными для экологии и общества. На основе их ответов был составлен Список бережных инициатив 2021. 

Что такое Список бережных инициатив?

Список бережных инициатив 2021 — перечень экологических и социальных проектов, решений и инициатив из 48 областей России, реализованных в 2021 году общественными движениями, НКО, отдельными активистами, бизнесом и государством, которые назвали участники опроса. 

Опрос прошел в январе 2022 года при помощи 57 некоммерческих организаций и социальных предпринимателей, 24-х СМИ, 33-х Телеграмм-каналов и 59 блогеров из 23 городов России. Инициатором исследования выступило бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так».

Опрос включал два вопроса: какую социальную или экологическую инициативу, проект или решение, реализованные в 2021 году, общественность заметила и какую проблему эта инициатива или проект решают. В общей сложности авторы проекта получили 1028 ответов. 

В результате в Список бережных инициатив вошли 224 инициативы, реализованные в 2021 году и направленные на решение одной или сразу нескольких задач: сохранение экосистем, просвещение населения, предотвращение изменения климата, решение социальных проблем и помощь нуждающимся.

Список не является рейтингом проектов и решений, поэтому не учитывает количество упоминаний той или иной инициативы, цель исследования — включить все уникальные инициативы, отмеченные участниками опроса.

Посмотреть Список бережных инициатив 2021

Ценность Списка бережных инициатив

Компании бизнес-сектора могут найти в Списке инициативы и проекты, релевантные ценностям бренда, либо отзывающиеся ценностям их владельцев или руководителей, и принять участие в масштабировании практик (ресурсами, навыками, возможностями).

Активисты, НКО социальные предприниматели могут объединять усилия для решения общих (или близких) задач и масштабирования практик.

Люди, для которых устойчивое развитие не является профессиональной сферой деятельности, могут открыть для себя ценностно-близкие проекты и содействовать их развитию, либо воспользоваться бережными сервисами.

СМИ получают в Списке широкий срез экологических и социальных инициатив России, чтобы найти кейсы, экспертов или героев (в том числе локальных) для своих материалов.

Органы власти — местных и федеральные — могут увидеть темы, актуальные для общества и те, что несмотря на выделяемые средства, всё ещё остаются вне зоны видимости; оценить масштаб и географию инициатив, а также включить общественные инициативы и проекты в планы по развитию регионов и национальных проектов.

Кто реализует проекты из Списка?

Большинство проектов Списка – локальные (69 %), то есть, действующие в одном регионе и организованные людьми или компаниями из этого региона. Проекты с федеральным охватом составили 31% Списка. 

Подавляющее большинство проектов (87%) организованы негосударственными структурами: 12 инициатив реализованы крупными компаниями, включая по 2 проекта от банков (Тинькофф и Сбербанк); 21 инициатива - городскими или региональными компаниями, включая социальных предпринимателей. 64 инициативы  реализованы НКО и другими гражданскими организациями и объединениями; 4 инициативы - СМИ; 10 инициатив от образовательных учреждений (чаще — вузы); 2 инициативы от культурных организаций; 31 инициатива - личная; 7 инициатив делают местные жители, объединившись; 1 инициатива реализуется православной организацией.

Больше всего проектов связаны с экопросвещением, сохранением и восстановлением экосистем, обращением с отходами (на эти три категории приходится 42% проектов). 

Распределение проектов по федеральным округам

В среднем по стране на 1 млн жителей приходится 1 проект (если быть точнее, 1,2 проекта на 1 млн жителей). Причем есть очевидный аутсайдер – Северо-Кавказский ФО, где на 1 млн жителей приходится всего 0,1 проекта, и есть безусловный лидер – Северо-Западный ФО, где на миллион жителей приходится больше двух проектов (2,5, если быть точнее). Остальные федеральные округа примерно на одном уровне. Заметно ниже среднего – Приволжский ФО (0,83 проекта на 1 млн жителей), чуть выше среднего – Уральский ФО (1,06 проектов на 1 млн жителей).

Стоит отметить высокое внимание федеральных округов по следующим категориям: проекты в области обращения с отходами чаще всего называли в Приволжском ФО (25% от всех проектов), о качестве воздуха — в Сибирском ФО (22%), о сохранении и восстановлении экосистем — в Северо-Западном (17%) и в Центральном ФО (19%).

Всего в Списке 18 категорий инициатив, однако, это разделение условно, так как некоторые проекты покрывают своей деятельностью сразу несколько направлений. 

Какие инициативы попали в Список?

Все инициативы Списка условно поделены на 18 категорий, так или иначе связанных с Целями в области устойчивого развития, принятыми ООН, но не отражающими их полностью. 

Так, например, 89 инициатив организаторы и эксперты Списка отнесли к  12-ой Цели  устойчивого развития — перейти на модель бережного производства и потребления; 46 инициатив к 15-ой Цели — сохранить экосистемы суши, 12 инициатив к 11-ой Цели — развивать города для комфортной жизни, 11 инициатив к 4-ой Цели — сделать доступным образование; 9 инициатив к 3-ей Цели — укрепить здоровье и благополучие людей и т.д.

Больше всего инициатив попали в категорию экопросвещения (36 проектов). К ним относятся фестивали, курсы, вебинары, образовательные онлайн и офлайн-пространства, подкасты, блоги и Телеграм-каналы, образовательные акции, тематические клубы, квесты и игры, направленные на освещение темы экологии среди детей и взрослых. «Результаты просветительских проектов сложно измерять. Как посчитать сколько людей приобрели себе шопер или установили дома вермикомпостер? Сколько тонн отходов они сдали на переработку или сколько птиц накормили? Тем не менее, несколько проектов в этой категории определенно вызвали восхищение, по некоторым появились вопросы, а какими-то захотелось поделиться», - говорит Ольга Лавочкина, эксперт экодвижения «РазДельный сбор».

Категория обращения с отходами также стала одной из самых популярных среди названных проектов и инициатив, 27 инициатив Списка связаны с раздельным сбором отходов. Нина Ильина, спикер компании «ЭкоТехнологии»: «Проблема раздельного сбора отходов одна из самых заметных, поэтому такие проекты реализуют как общественные организации, такие как НКО «Обычное дело», так и компании, например, «Леруа Мерлен» и даже отдельные люди — меня лично вдохновил пример активистки Ольги Дьяковой в Тотьме и Арины Сажиной в Сыктывкаре. Еще есть 5 важных проектов, которые показывают, что полезные отходы – это деньги, которые могут помочь в социальной сфере, как в акции по сбору макулатуры в пользу подопечных АНО «Центр Доступной Абилитации «Добрея». 

Участники опроса вспомнили и инициативы, связанные с сохранением и восстановлением экосистем: уборки природных территорий, в том числе по берегам рек и озер, посадки деревьев, борьбу с борщевиком, сохранение экосистем Балтики и Байкала. В этой категории 32 инициативы, однако, эксперты обратили внимание, что зачастую такие акции решают сиюминутные задачи, но не влияют на пагубную систему небрежного и потребительского отношения к природе. 

Комментирует Екатерина Терентьева, руководитель проектов Фонда «Озеро Байкал»: «Радует, что в Списке превалируют проекты от некоммерческого сектора, также заметны региональные программы и корпоративные инициативы. Однако немногие из них можно назвать системными: возникает ощущение, что проекты ликвидируют последствия (например, уборки вновь образующихся свалок), а не работают с причиной проблем. Восхищение вызывают команды, которые сочетают уборки с внедрением раздельного сбора отходов, выстраивают сотрудничество со стейкхолдерами, в т. ч. властью; занимаются массивным просвещением населения для предотвращения пожаров и т. д.»

В категорию бережного потребления вошли 10 инициатив и проектов, в том числе реализованных бизнесом. Например, акция «Зелёная пятница», призывающая отказаться от неуемного шопинга в дни распродаж; повышенный кэшбэк при отказе от пластикового пакета при оплате покупки и др. 

Настя Приказчикова, экоблогер: «Все проекты в этой категории — подтверждение тому, что тренд на отказ от лишнего приходит в самые разные сферы. Стоит включиться в любую из инициатив, как сразу становится очевидно: мы потребляем намного больше того, в чем на самом деле нуждаемся».