Стереть в порошок: как инновационное предприятие из Ярославля перерабатывает старые шины
Проблема утилизации изношенных автопокрышек имеет в России гигантские масштабы. Ежегодно в стране продается около 30 млн шин и примерно такое же количество приходит в негодность и требует утилизации. Перерабатывающее предприятие из Ярославля ООО НПО ВТОРМ помогает локально решить эту проблему с помощью инновационной технологии.
Директор предприятия Андрей Канашин
— Переработка шин осуществляется с использованием валковой технологии. Технология не нова, но мы реализовали на ее основе механизм высокоскоростного сжатия и сдвига. Установку мы называем измельчитель. Это оборудование является инновационным и защищено патентами РФ.
Этот метод позволяет работать, как с мелкими , так и с крупными фрагментами шин, при этом за один проход измельчаемого материала через межвалковое пространство получается полидисперсная резиновая крошка с размерами частиц от 0,1 до 10 мм, шина разделяется на резину, металл и текстиль.
Дальнейшая трехстадийная магнитная сепарация практически полностью очищает продукцию от металла. Очищенная от металла и текстиля крошка разделяется на товарные фракции и упаковывается.
Уже сегодня доля мелкой фракции, получаемой на нашем оборудовании, составляет более 20%. А наша главная задача – создать технологию получения продукта более высокого уровня переработки – до состояния мелкого порошка - в промышленных объемах и предоставить данную технологию всем желающим.
В буквальном смысле – надо будет «стереть» шину в порошок. На свои первые промышленные объемы НПО ВТОРМ вышло в 2017 году и с каждым годом продолжает наращивать производство и продолжать инновационные поиски.
Предприятие привлекает также конструкторов и производителей оборудования Ярославля, Вологды, Санкт Петербурга и других регионов.
А резиновая крошка, в которую превращаются старые шины, вновь возвращается на службу людям.
Продукция НПО ВТОРМ поставляется на заводы, которые выпускают различные резинотехнические изделия, из крошки делают покрытия для спортивных и детских площадок, садовых дорожек, складов и магазинов.
Мелкая крошка, выпускаемая на предприятии является основой модификаторов асфальтобетонных смесей на основе резины. Другие инновационные предприятия России делают из крошки ВТОРМ модификаторы, которые все шире используют при строительстве современных дорог.
«Мусорная реформа», начавшаяся в стране, пока никак не затронула деятельность НПО ВТОРМ. Но на следующем этапе, считает Андрей Канашин, и в сферу переработки шин должно прийти государственное регулирование, налажен цивилизованный сбор изношенных покрышек.
— Сегодня мы отработанные шины получаем от крупных поставщиков – работаем с автотранспортными организациями, шиномонтажами. Простые жители, которые могли бы принести и сдать старую шину, нас не интересуют.
Поскольку это очень трудный бизнес, капиталоемкий, а у нас малое предприятие, мы просто не имеем возможности наладить такой сбор.
У нас есть большая проблема сбора отработанных шин и от предприятий – далеко не все стремятся соблюдать экологические нормы и сдают шины на переработку, хотя за их сжигание и захоронение предусмотрены немалые штрафы.
Доходит до анекдота, как в романе «Мертвые души»: обращаешься в фирму, спрашиваешь, есть ли отработанные шины. Говорят: да берите, вон валяются. А потом: зачем они вам? О, так вы из них деньги делаете! Мы тоже хотим.
Хотя по закону они обязаны сдавать шины на утилизацию. Поэтому, считаю, что нужно сделать эту сферу деятельности прозрачной и под контролем государства – чтобы здесь работали действительно лицензированные предприятия, как наше, имеющие соответствующее оборудование, выполняющие экологические правила.
Фото и видео с сайта предприятия: