Не такой уж и «трэш»: в ТРЦ «Ривьера» появились дизайн-объекты из отходов
«Мусор может быть красивым, если его сортировать» - под таким девизом открылась выставка инсталляций из вторсырья в московском ТРЦ «Ривьера». В течение двух последних месяцев посетители торгового центра приносили в специальные корнеры пластик, металл, стекло, бумагу и одежду, получали за это подарки, а художники создавали из сданных предметов дизайнерские объекты. Теперь результат их работы можно увидеть на первом и втором этаже ТРЦ.
Пункт приема вторсырья с символичным названием «Дыхание пластика» придумал союз художников «Варенъйе организм». Синяя сетка, заполненная пластиковыми отходами, имитирует загрязненный океан. А пакеты, которые поочередно сдуваются и надуваются от компьютерных кулеров, создают волну.
В рамках проекта «Трэш Арт» на переработку принимают макулатуру (книги, газеты, бумагу, листовки, картон обычный и гофрированный), металл (алюминиевые и консервные банки, аэрозольные баллончики, фольгу, сковородки, кастрюли), стекло, ПЭТ-бутылки от питьевых жидкостей, пластиковые крышечки, батарейки, ручки и фломастеры.
За сданное вторсырье можно получить подарки: ручки из переработанного тетрапака, блокноты из типографских обрезков и сумки из рекламных баннеров. Прием отходов и выдача призов будут продолжаться до 15 ноября.
«Трэш Арт» - совместная работа «Ривьеры» и «Собиратора». Сотрудники проекта помогают со сбором сырья, консультацией и просвещением граждан, а также организуют переработку накопленных фракций.
Место для проведения фестиваля выбрано неслучайно - в торговых центрах люди часто делают необдуманные покупки. Творческие объекты выставлены в проходах от одних магазинов к другим, чтобы привлечь внимание к проблеме чрезмерного потребления и образования гигантского объема отходов.
Текстильный куб придумала художница Варвара Гранкова. Он демонстрирует собой шкаф, набитый вещами. Металлические жгуты сдерживают вещи «в клетке», а сама одежда похожа на дикого зверя, запертого в неволе. Однако вот хороший вопрос: кто заперт в этой клетке в действительности - одежда или люди?
«Иногда мы забываем чем набит наш шкаф, что там лежит, и набиваем его дальше. Эта композиция должна напомнить о том, что вещи должны получать вторую жизнь - кастомизируйте одежду, дарите ее, сдавайте на переработку», - говорит Гранкова.
Еще один объект от «Варенъйе организм» - Ресайклоскоп. Заглянув внутрь небольшого ящика можно увидеть то, что остается в природе от ежедневной деятельности человека. Кусочки пакетов, одноразовая посуда, бутылки, синтетические волокна создают уникальный узор - картину будущего, в котором мы все окажемся, если срочно не решить проблему переработки отходов в полезную продукцию.
Самый крупный и сложный проект всего фестиваля «Трэш Арт» - витраж из вторсырья, выполненный в виде шкуры убитого тигра. Его создали дизайнеры студии «Ластик» как символ потребительского отношения к окружающей среде.
Издалека совсем не видно, что картина состоит из пластика. Только подойдя ближе можно рассмотреть знакомые банки от шампуней, тару из-под продуктов питания и канистры от моющих средств.
«Нам нравится, что все больше людей в последнее время думает о переработке отходов. Благодаря фестивалю у нас появилась возможность перенести виртуальную картинку в объемный и крупный объект из вторсырья. А гигантское окно «Ривьеры» идеально подошло для размещения нашей композиции», - рассказывают дизайнеры.
Художница Зилия Канчурина предложила на суд зрителей «Арку времени». Экспонат создан из ноутбуков, магнитофонов, планшетов, телевизоров, смартфонов и других электронных отходов. Зилия предлагает задаться вопросом: что если потребитель будет создавать тот же продукт, который он потребляет? Эта альтернативная художественная практика призывает людей быть осознанными, забыть о старых привычках и попробовать взять личную ответственность за окружающую среду.
«Экоповестка - самая актуальная тема в мире и современные художники должны обращаться к ней в своем творчестве. Я хочу отказаться от авторства в своей работе, чтобы любой человек, который принесет свои вещи на переработку, мог стать моим соавтором», - объясняет Канчурина.
Также художница придумала объект «Книговорот», призывающий сдавать макулатуру на правильную утилизацию и таким образом спасать деревья от вырубки.
Инсталляцию «Дэвид» сделала Дарья Данилова из повседневных мелочей, сопровождающих жизнь каждого человека. Разноцветный бюст - отсылка к статуе Давида Микеланджело, которая считается идеалом рукотворной красоты. Но покрытый отходами жизнедеятельности этот образ воплощает собой ту реальность, в которой мы живем.
Дизайн-объекты будут находиться в «Ривьере» до середины ноября, затем экспонаты разберут на фракции и отправят на переработку.