Технокладбища: где и как в России доживает свой век списанная и брошенная техника
Человечество сравнительно недавно задумалось о том, что стоит за интенсивным развитием промышленности и смежных сфер деятельности. Многие десятилетия промышленность СССР, а теперь и России, старалась свести к минимуму затраты на охрану окружающей среды и её восстановление.
Это привело к тому, что в стране образовалось много «болевых точек»: пруды-отстойники, отвалы горных пород, шламонакопители и свалки, которые бывают как из привычного для всех нас мусора, так и состоят из необычных вещей, например, из старой техники. По всей стране есть так называемые технокладбища. Они состоят из самолетов, автомобилей, поездов и даже кораблей, которые когда-то пришли в негодность. Теперь эти техногиганты ветшают, врастают в землю и напоминают, как может быть губительна для природы человеческая деятельность.
Recycle собрал наиболее интересные локации, где «доживает» свой век старая техника.
Кладбище военных кораблей на острове Русский в Приморье
В этом месте собраны списанные корабли Тихоокеанского флота, которые оказались здесь после развала СССР. В бухте Труда величественные некогда военные корабли просто топили. К началу нового тысячелетия на этом кладбище находилось более 40 кораблей – эсминцы и эскадренные миноносцы самые большие из них.
Во всех описаниях, похожих на некрологи, есть практически одинаковая строчка, что-то вроде такой: «30 июля 1987 года приказом министра обороны СССР исключён из списков кораблей ВМФ СССР, расформирован».
На этих фотографиях – результат «расформирования».
Пишут, что эти места особенно любимы охотниками за металлом, которые часто наведываются сюда. Именно поэтому у кораблей срезано все, что выше уровня воды. Оценить общую картину можно теперь только сверху.
Брошенные деревянные корабли в бухте Териберка на Кольском полуострове
Все время своего существования Териберка была связана с рыбным промыслом. В начале ХХ века здесь действовала Норвежская рыбацкая фактория, занимавшаяся промыслом трески.
К концу 1920-х годов на берегах Териберской губы создали первый колхоз, который занимался не только рыбной ловлей, но и оленеводством. В начале 1930 годов здесь был организован и полноценный рыболовецкий колхоз "Красная Армия". Он объединил бывший колхоз им. Ворошилова и ещё 44 рыбных хозяйства, занимавшихся промыслом трески, сёмги и сельди.
Во время Великой Отечественной войны Териберка занималась рыбным промыслом для нужд фронта. Расцвет рыболовецкого промысла пришелся на 60-е годы прошлого века. Но с развитием крупнотоннажного флота, ведущего добычу в открытом море и океане, началось сокращение прибрежного промысла и крупный районный центр стал постепенно умирать.
Полусгнившие корабли – это все, что осталось от некогда легендарного рыболовецкого центра Мурманской области.
Корабли-призраки Александровска-Сахалинска
Сахалин часто называют островом погибших кораблей, особенно их много в Александровске-Сахалинском. Город существует с 1870 года, здесь, у устья реки Александровка, гниют под беспощадными морскими ветрами останки различных судов. Местные называют их кораблями-призраками.
Консервационная закрытая стоянка вертолетов в Горелово под Питером
Под Санкт-Петербургом на территории 419-го авиаремонтного завода есть кладбище вертолетов – это консервационная стоянка винтокрылой техники. В основном там стоят Ми-8 и Ми-24. Объект является закрытым.
Авторемзавод в Ярославской области
В Ярославской области разместилась некогда известная ремонтная база. Предприятие работало на нужды армии, восстанавливая повреждённую технику: от базового ремонта и техобслуживания до сложных операций по полному восстановлению после аварий.
На территории брошенных помещений можно встретить как относительно уцелевшие ГАЗы, ЗИЛы и «Уралы», так и брошенные остовы, с которых добытчики черного металлолома спилили всё, что возможно ради наживы.
Кладбище танков на Дальнем Востоке
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в СССР на вооружении состояло до 20 000 танков, 1 500 вертолетов, 30 000 боевых бронированных машин и 13 000 артиллерийских орудий.
Большая часть всей этой техники была брошена на произвол судьбы. Некоторые исследователи склонны думать, что частично эти танки «осели» на Дальнем Востоке и в Западной Сибири.
Забытая спецтехника в Воркуте
Для строительства газовых магистралей на крайнем Севере требовались мощные машины и много спецоборудования. Однако после завершения масштабных строек вся эта техника оказалась никому не нужна. Отправка сотен машин обратно на завод или «большую землю» дорого и невыгодно.
Теперь вся эта техника медленно ржавеет и разваливается на просторах Севера и Тундры.
Что дальше?
Сейчас в России действует специальная программа по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В рамках нее в стране рекультивируются крупнейшие свалки и идут работы по устранению загрязнения окружающей среды на территории бывших промпредприятий, как, например, в Усолье-Сибирском Иркутской области или на «Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате». Однако, когда дойдет очередь до ликвидации «технокладбищ» в разных уголках страны, да и попадут ли они вообще в эту программу, остается только гадать.
В материале использованы фото Ланы Сатор, Александра Сухарева, а также из открытых источников без указания авторства.