
5 великих японских фильмов о проблемах экологии
Япония, многократно пережившая разрушительные природные катаклизмы и техногенные катастрофы, особенно чутка теме энвайроментализма. Настолько, что посвятили ей произведения популярной культуры, которые стали всемирно известными. Рассказываем о пяти выдающихся японских фильмах об экологических проблемах.

Годзилла (1954)
Гигантский ящер, несущий разрушения и погибель, самый известный герой жанра «кайдзю», т.е. историй о монстрах. Его имя стало нарицательным. А к выходу тридцатого фильма в Токио установили гигантскую статую Годзиллы, будто бы выглядывающего из-за небоскрёба. Он - символ техногенных катастроф, порождённых человеком. Пронзительная дилемма первого фильма - можно ли использовать против чудища ещё более разрушительное оружие? Пересмотрите самый первый фильм о «Короле монстров» 1954 года и убедитесь, что он нисколько не потерял ни в качестве, ни в актуальности.

Навсикая из долины ветров (1984)
Монументальная манга (1982 – 1994) и снятый на её основе фильм, пожалуй, главное высказывание прославленного режиссёра Хидео Миядзаки на тему противостояния человека и природы. Мир разрушен ядерной войной. Люди ютятся в немногочисленных зелёных оазисах. Таинственные монстры Ому совершают губительные набеги. А вездесущая плесень отравляет всё вокруг. А мир постепенно захватывает Отравленный лес. Вот только так ли всё однозначно? И почему юная Навсикая сочувствует монстрам-насекомым?

Тэтцуо железный человек (1989)
Черно-белый малобюджетный арт-хаус, ставший культовым, исследует то, как технологии влияют на человека. Выбранная метафора и шокирует, и впечатляет одновременно – тело человека срастается с технологическим мусором, а получившееся симбиотическое существо начинает захват мира.

Помпоко: Война Тануки в эпоху Хэйсэй (1994)
С 60-х годов ХХ века Япония пережила стремительное технологическое развитие и урбанизацию. На месте пригородов появлялись новые городские районы, уничтожившие привычный ландшафт. Конфликт, между енотовидными собаками-оборотнями и людьми, положенный в основу фильма, вполне реальный – агрессивное строительство «Нового города Тама» в 1970 году. Концепция «Новых городов» и создала современный «Большой Токио» - крупнейшую городскую агломерацию. Но вместе с этим из жизни японского общества пропало что-то очень важное. Удастся ли это сохранить и вернуть?

Принцесса Мононоке (1997)
«Принцесса Мононоке» - признанный шедевр Хидео Миядзаки. Магия и технологии сталкиваются в эпоху Муромати – переломный период в истории Японии. Несмотря на то, что позиция режиссёра широко известна, а его экологическая инициатива «Лес Тоторо» (названная в честь его же фильма «Мой сосед Тоторо») пользуется поддержкой не только в Японии, но и по всему миру, в «Принцессе Мононоке» он не даёт однозначных ответов. Здесь миры людей и природы борются за выживание, и у каждого есть на то своя правда.