Как волонтер года Максим Токарев спасает Байкал
Как научить туристов убирать за собой мусор, как объединить людей из разных городов и стран для очистки озера, наладить международное сотрудничество, повысить экологическую активность населения, научить людей любить и беречь свой родной край? Об этом корреспонденту Recycle рассказал главный волонтер страны – лауреат премии «Доброволец России - 2017» в номинации «Волонтер года», руководитель международных общественных проектов «Сохраним Байкал» и «Байкальская береговая служба» Максим Токарев.
О проекте
Нашему проекту «Сохраним Байкал» уже восемь лет. Первым шагом для нас стала работа со стороны республики Бурятии, внедрение природоохранной службы под названием «Байкальская береговая служба». За годы работы удалось привлечь большое количество добровольцев со всей России и даже со всего мира.
Мы не просто проводим контрольно-надзорную работу в помощь Росприроднадзору, природоохранной прокуратуре и Минприроде, мы еще занимаемся экологическим просвещением населения и отдыхающих, рассказываем о правилах поведения на природе, раздаем информационные листовки с телефонами горячих линий.
Мы проводим также аналитическую работу с населением, узнаем у них: какие нововведения на Байкале произошли, как они на них повлияли, знакомы ли они с РСО, готовы ли они сортировать мусор на своих территориях, как они работают с подрядчиком по вывозу мусора, заключен ли у них контракт, договоры, куда у них сливают жидкие бытовые отходы и т.п. Устанавливаем информационные щиты, потому что их, к сожалению, на Байкале не хватает, чтобы приезжающие на отдых люди, знали, как себя нужно вести на этой территории.
В Иркутской области мы сначала проводили самостоятельные экологические мероприятия и акции, но, увидев, чем мы занимаемся, местные активисты переняли наши знания и стали уже сами все организовывать, независимо от нашего участия. Появилось много новых акций по очистке Байкала.
Мы рассказывали участникам, которые приезжали к нам летом на «Байкальскую береговую службу», о том, что такой же проект можно проводить и внедрять и на других важных природных территориях. Такая же служба появилась в Приморском крае под названием «Приморская островная служба», их проект называется «Остров мечты» под руководством Натальи Якуниной, которая часто приезжала к нам в лагерь. У них все проходит на очень хорошем уровне.
Года два назад такая же служба была запущена в Ленинградской области - «Чистая Вуокса», до этого ребята проводили там просто рейды, очистки различных водоемов и озер, и затем решили организовать полноценные лагеря.
В Крыму и Севастополе запущена такая же служба, но она немного другого формата, там больше акцент на взаимодействии с надзорными органами, госорганами, в плане выявления нарушений. Они связаны не только с мусором, но и с незаконными постройками, которые не только нарушают ландшафт, но и экологическую обстановку в районе в целом.
Мы работаем не только по выявлению нарушений и оповещению о них, но также делаем совместные с надзорными органами выезды на места, берем пробы воды.
Еще мы выезжаем в труднодоступные места, плаваем на лодках, аккуратно плывем вдоль берега, потому что пересечь его можно только на крупном катере и это очень опасно. Приезжаем, убираем мусор и вывозим его оттуда.
Байкальская береговая служба
Она родилась из другого проекта. В 2011 году мы познакомились с проектом «Международная байкальская волонтерская служба». Его основали ребята-театралы. У них было все хорошо организовано, сделано с душой, но не хватало финансовых средств, и мы предложили свою помощь. В 2012 году мы начали сотрудничать.
Тогда мы разгребли очень много мусора, этот год у нас был очень трудовой, мы уходили в работу с головой! Подрядчик приезжал к нам почти каждый день. Мы постоянно вывозили мусор и думали: как сделать так, чтобы этого не было в последующем?
Мы все расписали: как люди отдыхают, где расположены пляжи, где происходит скопление туристов, где образовываются несанкционированные свалки и разводят костры, где нужен контроль, где установить шлагбаум, где сделать въезд, беседки, как работать с вандалами. Все эти меры были приняты местными природоохранными службами буквально через два года, когда мы уже переместились в другой район, где и работаем до сих пор. Подрядчик все облагородил, а отдыхающим стали выдавать мешки для мусора и перчатки, а на выезде забирали обратно.
Через какое-то время мы с театралами разделились (Байкал большой, 2200 км!) и переместились в Прибайкальский район. Мы никого не обидели, просто решили разделиться, и это было правильное решение.
С разделением «Байкальской береговой службы» у нас произошел серьезный скачок в развитии. Потом мы проводили службу одновременно в четырех местах: на Ольхоне, в Баргузинском заповеднике, в Кабанском и Прибайкальском районах, но только уже на территории охраняемых природных территорий (ОПТ).
Работы много и нужно учитывать каждый фактор. Все, что мы планировали на этом проекте, мы реализовали. И теперь мы создаем новые задачи. Сейчас наша цель – распространить службу по всей России, это будет сложно, но возможно, потому что люди уже подхватывают нашу идею.
Скорее всего, уже с сентября мы начнем работу по регионам, будем проводить вебинары, обучение. Так как мы находимся в Москве, то у нас очень хорошая взаимосвязь с госорганами, которые расположены здесь. На своем опыте я понял, что не всегда, живя в регионе, можно решить задачи. Мы будем помогать регионам решать их проблемы из Москвы, но не делать все за них сами. Например, если они столкнулись с какой-то сложностью и у них на местах никак не получается решить проблему, то подключимся мы и будем помогать.
«Байкальская береговая служба» – это сезонный проект, летом у нас много работы. В этом году служба будет проходить две недели, с 1 по 15 августа. Ожидается очень большое количество участников, в основном к нам приезжают девушки, средний возраст участников – 25 лет, хотя мы берем с 18 лет.
Мы работаем с людьми, которые мечтают побывать на Байкале и принести пользу природе, при этом чтобы тур стоил не как путевка в Турцию или на Кипр. Мы организуем такие туры, люди могут жить в дикой природе, любоваться Байкалом и приносить пользу природе, а потом, вернувшись домой, делиться с друзьями положительными эмоциями.
Мы базируемся в очень красивом, живописном месте. Оно одновременно и закрытое, и особо охраняемое, и дикое, мы долго его искали и выбирали. Также мы работаем в местах большого скопления туристов.
О волонтерах
У озера Байкал – своя энергетика, его нужно почувствовать. Оно может быть буйным, страшным, люди тонут в нем. Это действительно живой организм, с которым можно общаться. Я всегда здороваюсь с Байкалом, когда приезжаю, для меня это уже ритуал.
Сейчас мы прорабатываем программу для участников, культурную, досуговую, чтобы наши волонтеры могли не только поработать, но и приобрести новые знания, хорошо отдохнуть.
Мы проводили большую работу с национальными парками, чтобы наших волонтеров, которые приезжают за 1000 км, издалека, за свой счет, не эксплуатировали 24 часа в сутки.
Мы заботимся о наших добровольцах. Мы объясняли, что ребята приезжают не только поработать, но и отдохнуть. Если людей загружать только работой, то они больше не приедут к нам на проект. И вообще больше никуда не будут ездить в качестве волонтеров. Мы с таким, к сожалению, тоже сталкивались.
Сейчас у администрации парков меняется видение волонтеров. Они начинают понимать, что это не просто бесплатная рабочая сила, а человек, который может еще раз приехать на проект и привезти с собой друзей. Мы рассказывали, как нужно взаимодействовать и находить общий язык с добровольцами, почему это необходимо и важно. И вот они приезжают к нам снова и снова. Это очень радует, что из года в год приезжают одни и те же люди.
Наша служба выполняет задачи, которые стоят и перед национальными парками, и перед надзорными органами, потому что активных людей очень мало, людей не хватает. Мы работаем на особо охраняемых природных территориях, площадью примерно 28 км. У нас каждое утро проходят рейды, затем кто-то из ребят остается работать в лагере, а кто-то едет в город общаться с населением. У нас все распланировано, и каждый год мы живем по этому распорядку.
О Центре мониторинга
У нас проводится общественный мониторинг: население выявляет нарушения, фиксирует их, направляет в надзорные органы, а дальше этим вопросом занимается уже прокуратура. С авиасообщением, то есть с мониторингом, связанным с техникой, у нас пока сложновато, потому что нужен обученный человек, который знает, как нужно летать, где можно летать, где нельзя, что можно фиксировать.
Также мы предлагали проводить мониторинг с фиксацией подрядчиков, которые занимаются вывозом мусора, но он должен быть добросовестным. В 2013 году была проблема с подрядчиком, он недобросовестно вывозил мусор в лес. Мы тогда еще предлагали, что нужно его оснастить датчиками отслеживания с фиксацией от точки А до точки В, сколько мусора он загрузил и где он его выгрузил. Сейчас местные власти пытаются распространить нашу идею на местного регионального оператора, она начинает реализовываться, пусть даже без нашего участия, но это тоже очень хорошо.
О команде
У нас работают люди из разных регионов, география очень большая, есть даже ребята, которые живут за рубежом. Они также участвуют в наших проектах и активностях. Команда у нас небольшая, основной костяк – 5-15 человек. Сейчас у нас появилось много людей из Владивостока.
В нашей команде есть ребята-юристы, программисты, дизайнеры, маркетологи. Многие у нас работают дистанционно. Мы часто проводим онлайн-конференции, общаемся, обсуждаем рабочие вопросы. Есть команда, которая подготавливает проект «Байкальской береговой службы», а есть команда, которая работает над ним в течение года, занимается выявлением нарушений. Сейчас мы готовим проект «Природоохранная служба», и ребята из Крыма, Севастополя, включились в эту активность. Но пока у нас получается все не так быстро, как хотелось бы.
Еще мы состоим в мировом экологическом движении Let`s do it, куда входит 180 стран, мы с ними каждый год встречаемся, обмениваемся знаниями и опытом, рассказываем о том, что у нас получилось, какие есть изменения.
Нужно всегда думать на перспективу и продумывать альтернативу. Мы как раз сейчас этим и занимаемся, думаем, как создать рабочие места людям в отдаленных регионах – Иркутской области, республике Бурятия, Забайкалье, Приморском крае.
У нас даже есть отдельный коммерческий проект, направленный на восстановление биоразнообразия и одновременно на создание новых рабочих мест и поднятие экономики регионов России.
Премия президента РФ «Волонтер года»
Премия президента РФ очень сильно повлияла на мою работу, потому что это – признание государства за нашу многолетнюю работу на Байкале. До этого мы не участвовали ни в каких конкурсах, не подавали заявок. Мы просто выполняли свою миссию по сохранению Планеты.
Благодаря этой награде в регионах появился интерес к нашей работе. В 2018 году я ездил по России с мастер-классами, лекциями, тренингами, рассказывал, как работает наш проект, как мы взаимодействуем с добровольцами, как мы их привлекаем, мотивируем, заинтересовываем, знакомим с бизнесом, вовлекаем в нашу деятельность, как это все должно правильно освещаться в СМИ, чтобы бизнес участвовал в наших активностях, как мы работаем с государственными органами (с администрациями, надзорными органами и др.). В прошлом году я не проводил никаких проектов, а только ездил по стране и делился своими знаниями и опытом.
В последующем, я надеюсь, эта награда изменит нашу идею повлиять на другие регионы, и люди начнут что-то делать. Потому что организовать службу – это не просто провести акцию с выездом. Нужно понимать, что это – двух-трех-недельный проект, с которым люди живут, работают. Все нужно продумывать и одновременно освещать, ежедневно и своевременно.
В этом году я подготовил полномасштабный проект, он охватит пять районов республики Бурятия, мы будем проводить работу с населением, устанавливать информационные щиты. Надеюсь, люди будут готовы перенять наш опыт и у них появится такая же служба.
На Байкале есть проблема с завалами мусора, и нужно думать, что с ним делать, куда вывозить и что делать, чтобы он там больше не накапливался. Еще там есть проблема с незаконной вырубкой лесов.
Сейчас там появился региональный оператор, который будет решать проблему населения с вывозом мусора. До этого местные жители и бизнес (гостиницы, магазинчики, кафешки) весь мусор вывозили в лес. Большие свалки были и на побережье озера.
О работе с местными жителями и туристами
Большую часть мы работаем в республике Бурятия. Это дотационный регион со своими нюансами. Но все люди открыты, но большинство выслушивает нас и делится своими проблемами: у одних нет доступа к Байкалу, другим негде брать воду, нечем поливать огород и т.п.
Байкал находится под защитой ЮНЕСКО, и все должно быть для людей, но люди, живущие на побережье, очень страдают. Мы выслушиваем разные мнения, разные точки зрения. Рассказываем, чем мы занимаемся, узнаем, готовы ли они включаться в нашу деятельность. Даже если местные жители принимают туристов в свои дома, они должны рассказывать им о правилах поведения на природе.
Просветительская работа не простая, нужно иметь терпение, потому что нам встречаются разные люди. Мы не просто проходим по побережью с листовками. Мы не убираем мусор в целом, мы убираем его только на точках, которые никак не контролируются, где происходит завал.
А там, где отдыхают туристы, мы не убираем. Мы подходим к отдыхающим, объясняем, кто мы и что мы делаем, говорим, что мы – «Байкальская береговая служба», занимаемся контролем береговой линии и здесь должно быть чисто. Выдаем людям для уборки мешки и перчатки, и они начинают активно, прямо при нас, наводить порядок, начинают задумываться о чистоте вокруг себя.
О международном сотрудничестве
В 2014 году мы начали сотрудничество с Монголией, у нас стояла задача – налаживание взаимоотношений и обмен опытом. Когда мы путешествовали по Монголии, по реке Селенге, мы познакомились с японцами, которые занимаются современными технологиями, облагораживанием и озеленением пустынь.
Например, они создают оазис в пустыне Гоби. Нам эта технология очень понравилась, и мы решили, что можем применить ее на острове Ольхон на Байкале. К сожалению, не все так быстро получается, но постепенно мы к этому идем. С Монголией мы очень плотно работаем, также работаем с Казахстаном – у нас происходит обмен волонтерами.
Я уже говорил, что мы состоим в международной коалиции Let`s do it, куда входит более 180 стран, каждый год мы общаемся и обмениваемся опытом. Мы разработали методику, похожую методику стали использовать и ребята из Киргизии – у них тоже есть озера, и они также организовывают выездные молодежные лагеря.
Байкал находится ближе к южно-азиатским регионам, и сейчас мы налаживаем взаимоотношения с Южной Кореей, Японией, Китаем. Так как на Байкал приезжает много туристов, то обновленные информационные щиты у нас будут представлены на русском, английском, монгольском и китайском языках.
О результатах работы
За годы работы мы провели статистику и аналитику. В этом году после завершения сезона у нас выйдет большая публикация по росту мышления у населения, по влиянию государства на экологию, что изменилось к лучшему, а что к худшему, какие законы и запреты повлияли на население и на обстановку в целом и т.д.
Также мы анализируем, где большая загруженность туристов, где большое скопление мусора, где происходят сливы жидких бытовых отходов, как влияет вырубка леса на реку, на уровень воды в Байкале. У нас есть внутренняя работа с волонтерами и с облагораживанием особо охраняемой территории, и есть внешняя работа: с госорганами, с населением, с научным сообществом – в ходе работы мы получаем данные, статистику и делимся ими с учеными.
У нас был очень хороший показатель в поселке Листвянка – это одно из самых популярных мест у туристов, и мы там часто проводили зимние акции. Там скапливалось очень много мусора от отдыхающих. Урны там есть, но их недостаточно, они маленькие, а туристический поток увеличивается все больше и больше. Мы пообщались с местной администрацией и поняли, что им необходим качественный подрядчик, который бы занимался своевременным вывозом мусора.
Такой подрядчик у нас был, он пытался сам выйти на контакт с администрацией, но никак не получалось. Тогда мы все вместе сели за круглый стол переговоров. Я был в качестве модератора дискуссии между ними. У нас получилось найти точки соприкосновения: всем нужны чистота и порядок. Так нам удалось договориться о совместной работе в этом направлении. Всегда можно найти точки соприкосновения.
О планах и новых проектах
Мы разработали план на новую пятилетку проекта «Сохраним Байкал», но он начнет внедряться уже со следующего года.
Мы будем развивать природоохранную службу, будем проводить обучение, сейчас дорабатываем методику. Регионам не хватает юридической помощи, связанной с различными проблемами, с которыми они сталкиваются, не только с мусором и с вырубкой леса. Есть еще и чистый воздух, различные выбросы с заводов, жидкие коммунальные отходы.
Сейчас мы ищем активистов, готовых присоединиться к нам в своих регионах и подключать общественность на местах. Мы идем со стороны общественности, и это очень важно, у нас есть связи, выходы на госструктуры, и мы будем способствовать налаживанию отношений с регионами. Мы можем предложить регионам прямые взаимосвязи с надзорными органами, освещение насущных проблем на более высоких уровнях. Мы хотим показать не проблемы, а их решение, чтобы люди на местах умели находить взаимодействие с различными органами власти, потому что, к сожалению, они не всегда могут найти общий язык.
Также мы планируем поднять активность населения, чтобы к 2024-2025 году активность на Байкале со стороны бурятов возросла хотя бы на 30-40%. Чтобы люди понимали, что это их родной край, уделяли время окружающей среде, могли не только донести мусор до урны, но и включиться в нашу активность, помогать проекту.
С молодежью нужно работать через их кумиров, например, музыкантов и других звезд, через СМИ, развитие социальной рекламы (сохранение воды, экономия электричества).
Бережное отношение к природе нужно пропагандировать среди студентов, школьников, и самое главное – работать с семьями, поскольку все идет из семьи, семья – это приоритет, ведь если в школе собирают макулатуру и сортируют мусор, а дома родители все кидают в одну корзину, вся работа будет напрасна.