Как жители Башкортостана защищают шихан Куштау от уничтожения
За происходящим на шихане Куштау в Башкортостане сегодня следят многие: местные жители здесь встали живой цепью, чтобы не допустить разработки — и как следствие уничтожения — уникального природного и археологического памятника.
Шихан Куштау возрастом 280 млн. лет — один из когда-то четырех шиханов Башкортостана. Другой шихан – Шахтау – уже уничтожен: начатая еще в советское время разработка его была продолжена в нынешней реальности «Башкирской содовой компанией». От прекрасного шихана остался лишь уродливый карьер. Местные жители уверены: такая же участь ждет их райский уголок. Сегодня здесь растут реликтовые леса — Куштау единственный из всех шиханов покрыт лесом.
Гуляющие находят под ногами кораллы и ракушки, оставшиеся с тех давних времен, когда на этом месте был океан. Это место обитания 43 видов краснокнижных растений и животных — 10 процентов краснокнижных всего Башкортостана находится именно на шихане Куштау. Гора имеет и археологическое, и историческое значение — здесь расположены стоянки древних людей, находили клад. Есть и память о недавней истории — на шихане сохранились могилы репрессированных. Сам шихан на кадастровой карте обозначен как лесопарковая зона - здесь, по идее, нельзя вести промышленные разработки.
Круглосуточное дежурство
Но это - по идее. По факту же компания «БСК» в июле развесила в населенных пунктах, расположенных у подножия шихана, объявления о том, что на горе геологами из Екатеринбурга будут вестись геологоразведочные работы. Местные жители сразу забили тревогу...
— Организовали патруль: каждый день кто-то из местных жителей проходил по горе, проверял обстановку, — рассказывает Альбина Байгильдина, жительница села Бельское. — На прошлой неделе был праздник Курбан-Байрам и в этот день мы ослабили надзор — подумать не могли, что они начнут работы в праздник. В итоге то, что лес на шихане начали вырубать, увидели случайно прогуливавшиеся на горе люди. Причем вырубили они к тому моменту порядка 500 кв.метров по восточному склону. Никто из местных жителей не услышал начала работ еще и потому, что на северной стороне шихана село Бельское, на южной — лесничество и деревня Урняк, а они по центру рубили — там седловина скрадывает звук. Словно специально так сделали, чтобы мы не услышали.
Как только стало известно о вырубке леса, местные жители установили палаточный лагерь с круглосуточным дежурством на горе — сдерживали рабочих и технику, не давали им рубить, вставали на защиту родной природы живой стеной.
— Первые лесорубы уехали, сказали, что не подписываются на такое. Екатеринбургские геологи тоже уехали, вторая партия лесорубов даже из машины не вышла: простояли в машине полдня, скрывая свои лица, развернулись и уехали, увидев, как мы стоим живой цепью, — вспоминает Альбина. — А шестого августа, рано утром, когда лагерь еще был полупустой, приехали снова: на этот раз с полицией, ЧОПовцами и Росгвардией.
Эффект внезапности сработал, да и нас мало еще было — человек 15-20. Конечно, мы все равно встали живой стеной. Впереди наши старики — им 84, 82, 74 года. Но они не посмотрели на возраст. Предупредили, конечно, что мы должны уйти, но все же не посмотрели. Мы очень долго пытались вести с ними спокойный диалог, просили подождать 20 минут, потому что должны были подъехать члены Совета по правам человека республики Башкортостан. И вроде мы их уговорили подождать полчаса, но в итоге они внезапно, не дожидаясь назначенного времени, пошли на нас. Они шли на нас, за ними ехал их грузовик.
Дедушки-бабушки первые встали, думали, по ним не пойдут. Но они оказались у них под ногами. У кого-то травма руки, у кого-то травмы головы в итоге, у кого-то давление скакануло. Они нас прорвали и сразу же установили паспорт объекта, где почему-то не указан ни номер телефона, ни имя подрядчика. Поставили бетонные блоки на входах и выходах, вмонтировали шлагбаум.
Гладко на бумаге
Главное, к чему апеллируют местные жители: отсутствие факта перевода территории Куштау из лесопарковой зоны в земли промышленного назначения. С вопросом, почему при этом на горе начались разработки, активисты обращались и к прокуратуре, и к правительству республики. Но ответов не услышали. «БСК» опубликовало у себя на сайте информацию о том, что все работы проводятся законно.
— Акционерному обществу «Сырьевая компания» (дочерняя компания АО «БСК») в августе 2019 года Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу выдана лицензия на геологическое изучение и промышленную разработку известнякового месторождения на шихане Куштау, расположенном в Ишимбайском районе Республики Башкортостан, — сообщается на сайте. — В июне 2020 года АО «Сырьевая компания» заключила договор аренды лесного участка с Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, согласно которому компания арендует участок и использует его для проведения геологоразведки (в границах горного отвода) в порядке, установленным законодательством. В июле текущего года в соответствии с Лесным кодексом РФ Министерством лесного хозяйства РБ согласован проект освоения лесного участка.
В этом же месяце компания подала лесную декларацию, в которой определены конкретные участки леса на арендуемой площади, где будет осуществляться вырубка. Все участки, на которых компания проводит вырубку, относятся к тем категориям лесного фонда, в которых рубка и другие виды работ разрешены. Вся деятельность АО «Сырьевая компания» на шихане Куштау осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством.Геологоразведочные работы проводятся на основании договора между АО «Сырьевая компания» и ОАО «Уральская геологосъемочная экспедиция» (г. Екатеринбург), в соответствии с утвержденным проектом.
Однако сообщение это появилось лишь 6 августа — в день, когда полиция прорвала оборону активистов. Ранее на просьбы местных жителей показать документы, на основании которых ведутся вырубки, сотрудники компании отмалчивались. Да и после опубликования сообщения документы о переводе лесов в промышленную зону никто из активистов так и не увидел.
За любовь к природе - в тюрьму?
Более того — вместо ответов на свои вопросы активисты услышали угрозы в свой адрес: когда звонили в полицию с сообщением о незаконной вырубке леса, услышали предупреждение — еще один звонок и будет возбуждено дело об административном правонарушении.
— Нас не слышат. Нам не отвечают, — сокрушается Альбина. — А мы просто хотим защитить свою Родину. И свое здоровье тоже. Когда разработали шихан Шахтау, у нас испортилась экология: в реку Белую отходы сбрасывали 320 дней в году. Река отравлена, рыба отравлена, люди не купаются. Шлаконакопители рядом — они при испарении химически активны. В итоге наш регион по количеству онкобольных на первом месте в республике. Кстати, Шахтау в глубину еще можно разрабатывать лет 15-20 — доказано учеными. Но «БСК» не хотят это делать. Как не хотят использовать и альтернативные методы добычи, которые существуют. Здесь же до сих пор используют древнюю аммиачную технологию Сольве, которая была открыта еще в 1861 году.
На обвинения в загрязнении реки Белая «Башкирская содовая компания» тоже дает ответ на своем сайте. Но кроме экологии беспокоит жителей и состояние своего жилья. Когда велась разработка Шахтау, во время взрывов в домах, расположенных рядом с горой, тряслись стекла в окнах, по стенам зданий шли трещины, посуда падала.
— У нас первый дом в поселке находится по кадастровым документам в 24 метрах от горы. При взрывах их последствия будут ощущаться и в нашем поселке. А дома здесь построены руками заключенных из расположенной здесь детской колонии. Качество такое, что сложатся они как карточные домики при взрывах, — переживает Альбина.
Пока представители местных органов власти не идут на диалог с населением, более того — БСК подала заявление в полицию в отношении активистов. Некоторые из них были задержан: им инкриминируют ст.19.3 КоАП РФ.
Жители окрестностей Куштау и сегодня не сдают своих позиций, несмотря ужасные погодные условия — над шиханом вторые сутки идет дождь — на аресты и провокации со стороны «БСК». По словам источника Recycle, сырьевая компания уже завезла технику для разработки горы, но люди пока не пускают её.
Фото и видео предоставлено Альбиной Байгильдиной.