Французы продолжают протестовать против повышения налога на топливо
Французы массово вышли на акции протеста. Они выступают против роста цен на дизельное топливо и бензин. В минувшие выходные несколько сот тысяч человек заблокировали дороги по всей стране. Очередное крупное выступление «желтых жилетов» должно состояться в следующую субботу в Париже.
За год цена на дизельное топливо выросла на 24%, бензин подорожал на 15%. С нового года объявлено о новом повышении: на 6,5 и 3 евроцента соответственно. Рост обусловлен увеличением налога на потребление энергетических продуктов (TICPE), который составляет 60% цены топлива. TICPE, в свою очередь, зависит от налога на выбросы углекислого газа.
Углеродный налог был введен при Олланде под предлогом борьбы с изменением климата.
За четыре года цена за тонну CO2 увеличилась с 7 до 44,6 евро. Цель — довести цену до 100 евро к 2030 году. Изначально предполагалось, что в 2018 году тонна углерода будет стоить 39 евро, а в 2020 — 65. Однако Макрон ускорил темпы таким образом, что к 2020 году цена достигнет отметки в 86,2 евро.
Налог вводили в первую очередь с расчетом на необходимость сокращения автотранспорта с дизельным двигателем, распространенного во Франции. Шаг в 7,5 евро за тонну CO2 приводит к росту цены литра дизельного топлива на 2 евроцента, а бензина — на 1,7.
Однако многие французы убеждены, что власти просто пытаются пополнить бюджет, прикрываясь заботой об экологии.
Действительно, если посмотреть статьи расходов на 2019 год, лишь 19% (7,2 млрд.) от общих сборов TICPE пойдут на реализацию программы экологических преобразований. А почти половина собранного налога (17 млрд.) останется в бюджете страны и, как подозревают критики, будет потрачена на нужды, никак не связанные с развитием альтернативной энергетики. И в отличие от постоянно повышаемой углеродной пошлины, расходы на «экологический переход» расти не будут.
Помимо обвинений в лицемерии, граждане требуют от правительства найти альтернативные варианты решения экологических проблемы без увеличения нагрузки на автовладельцев. Среди них — введение специальной пошлины на авиакеросин и разработка новых видов биотоплива.