Объемы фудшеринга в России снизились из-за пандемии
Фудшеринг в России по итогам 2021 года показывает снижение объемов распределяемой еды.
ТИАР-Центр и шеринг-кластер Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) оценили объем продуктов питания, переданных на фудшеринг в течение 2021 г. Ожидается, что объем фудшеринга составит 7,5 тыс. тонн, на 17% меньше показателя прошлого года, сообщает ТИАР-Центр.
Фудшеринг – это сервисы по распределению продуктов питания с подходящим сроком годности среди населения. Услугами фудшеринга пользуются многодетные семьи, пенсионеры, экоактивисты. В большинстве случаев люди принимают участие в фудшеринге (получают или отдают продукты) с целью экономии, в благотворительных целях или из экологических побуждений.
После роста в 2020г. (9 тыс. тонн, +28,5% в сравнении с 2018 г.), объем фудшеринга в 2021 г. показывает снижение: 7,5 тыс. тонн.
Представители фудшеринг-сервисов, опрошенные в ходе исследования, приводят следующие причины сокращения объемов:
- Разовое сотрудничество крупных компаний-производителей с банками продовольствия не стало регулярным после 2020 г.
- Организации общепита и ритейл сфокусировались на меняющихся условиях работы (введение ограничительных мер, введение требований вакцинации сотрудников и т.д.) и отложили сотрудничество с фудшерингом.
- По итогам прошлого года закрылось значительное число малых и средних кафе и магазинов. У некоторых фудшеринг-сервисов до половины партнеров просто перестали существовать.
Сейчас фудшеринг в России выглядит следующим образом: 67% всего объема распределяемых продуктов приходится на сегмент «банки продовольствия»;
28% – это p2p фудшеринг, то есть передача продуктов между физическими лицами, в т.ч. через соцсети; 5% приходится на b2c фудшеринг, или передачу продуктов от кафе, магазинов, ресторанов населению.
- B2C фудшеринг имеет наибольший потенциал для быстрого развития, - говорит Антон Губницын, руководитель кластера РАЭК /Sharing Economy, гендиректор ТИАР-Центра. – На сегодняшний день порядка 500 компаний на регулярной основе работают с фудшеринг-стартапами. Около 90% из них относятся к среднему и малому бизнесу. Они поддерживают ответственный подход к ведению бизнеса, снижая объем пищевых отходов, при этом сокращая уровень затрат на их утилизацию. Топ-3 распределяемых через фудшеринг продуктов – это овощи и фрукты, хлеб, а также молочная продукция.