Россияне готовы решать мусорную проблему
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ представил данные о вовлеченности граждан в ответственное обращение с отходами и ненужными вещами.
По данным социологов, потенциал этих практик в России довольно высокий – об этом свидетельствуют результаты всероссийского репрезентативного опроса 2000 жителей России в возрасте старше 18 лет.
Лишь 13% россиян категорически отказываются в будущем обращаться с отходами экологично. Почти половина – 47% – планируют сортировать и относить мусор в раздельные контейнеры, 26–28% – сдавать отслужившие батарейки в пункты приема и отдавать ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям, знакомым, соседям, в 20% случаев, то есть каждым пятым, будет востребована сортировка и сдача отдельных видов отходов (макулатуры, пластика и проч.).
Негативно к экологичной утилизации отходов чаще настроены самые бедные: 18–22% против 13% в среднем. В наиболее высокодоходной группе (могут позволить покупку автомобиля и/или квартиры) значимых отличий от среднероссийских значений почти нет.
«Общая тенденция такова, – объясняет директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, – чем выше уровень материальной жизни семьи, тем чаще респондент склонен приобщиться к ответственной утилизации бытовых отходов и вещей. Однако в этой общей тенденции наблюдаются ограничения. Самые заинтересованные в приобщении – это семьи, которые могут позволить купить себе бытовую технику, но не могут – автомобиль. Их доля довольно весома – 27%, то есть чуть более четверти россиян. Именно за счёт этой категории граждан можно ожидать роста вовлеченности в данные практики в будущем».
Также выяснилось, что людей со средним общим образованием в меньшей степени привлекает сортировка бытовых отходов, обладателей дипломов вузов – в большей.
Почти нет взаимосвязи с возрастом, однако, причины выбора ответственной утилизации разные. Самые молодые (18–24 лет) и работающие пенсионеры – одновременно и самые прагматичные. Почти каждый пятый из них (18% – молодежь и 20% пенсионеры против 12% в среднем по стране) считает для себя возможным сдавать ненужные вещи и бытовую технику в магазины, чтобы получить скидки на новые товары.
Россияне 25–34 лет в большей степени заинтересованы в том, чтобы в ближайшее время отдавать ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям (32% против 26% в среднем по выборке). Объяснение, вероятно, в том, что в этом возрасте в семье, как правило, растут дети, от которых ожидаемо через пару лет останется неизношенная ненужная одежда, обувь, игрушки.
Среди работающих самый большой потенциал вовлеченности по всем видам практик у квалифицированных специалистов, в первую очередь – представителей сфер образования и здравоохранения. Работники промышленности проявляют повышенный интерес к тому, чтобы начать сдавать отслужившие батарейки в специальные пункты приёма (36% против 28% в среднем). Треть (33%) работников торговли настроены отдавать ненужные вещи для дома ближайшему окружению (в среднем по стране – 26%).
Среди населенных пунктов по уровню вовлеченности в ответственную утилизацию бытовых отходов и вещей сегодня лидируют города с населением от 100 до 250 тыс. человек. Эта же тенденция, скорее всего, останется в ближайшие годы.
В масштабе федеральных округов самый весомый вклад могут вносить жители Северо-Западного ФО, которые уже отличаются максимальными показателями. Минимальные – и сейчас, и потенциально в будущем – у жителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.