
В России представили концепт электромобиля на водороде
На Московском международном форуме «Открытые инновации» показали прототип электромобиля с энергоустановкой на основе водородных топливных элементов. Конструкция разработана с учетом российских реалий.
Сделать проект удалось стремительно – создавать прототип электромобиля начали менее трех месяцев назад. В работе принимали участие Центр компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН, ООО «ИнЭнерджи» и ООО «Электротранспортные Технологии».

«Базой» для электромобиля стала LADA Ellada. В нее установили электродвигатель без постоянных магнитов, гибридную энергоустановку, включающую в себя аккумуляторную батарею энергоемкостью 24 кВт*ч и систему на основе топливных элементов с водородными баллонами высокого давления, обеспечивающими энергоемкость 20 кВт*ч.

Такая энергоустановка обеспечивает пробег до 300 км, что для поездок по городу совершенно достаточно. Пока в модели электромобиля использовали баллоны относительно небольшого объема, в будущем разработают конструкцию автомобиля, позволяющую увеличить объем баков для хранения водорода, тогда он сможет проходит дистанции до 650-800 км.
- То, что мы показали на форуме – это даже не совсем прототип, скорее, демонстратор технологии, ее возможностей, - объясняет Юрий Добровольский, руководитель Центра компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН. – Для создания автомобиля нужно проделать большую конструктивную работу. Заинтересованность в ней очень большая. Автомобиль интересен с точки зрения использования в российских условиях, он для них и делался. Сочетание электричества и водорода позволит удлинять маршрут. В городе можно будет заправлять машину от розетки, а при поездках на дальние расстояния использовать дополнительно баллон с водородом. Мы учитывали, что в России пока мало электрических заправок, хотя дистанции проезжать приходится большие. Наш автомобиль справится с этим противоречием.
Разработать электромобиль на топливных элементах всего за несколько месяцев получилось благодаря большому опыту воплощения в жизнь проектов в области водородно-воздушных топливных элементов для различной техники (к примеру, первый российский лёгкий водородный самолет с дальностью полета до 300 км был представлен на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019) и создания транспорта на электрической тяге. Для превращения прототипа в реальную машину тоже понадобится не очень много времени:
- Демонстратор технологии показывает, что все отдельные компоненты работают хорошо, остается их только правильным образом скомпоновать, - говорит Юрий Добровольский. - Следующая стадия – конструкторская работа, она обычно длится полгода, максимум год. И появляется опытный образец, он эксплуатируется, выявляются и исправляются все недостатки. То есть, если будет интерес к нашему проекту и завтра мы начнем работу, примерно через год первые электромобили побегут по дорогам.
Переговоры с разработчиками уже идут, есть шанс, что прототип электромобиля в скором времени станет реальностью.
Сколько будет стоить такая машина, пока неизвестно, цену при необходимости рассчитают экономисты. Но вся конструкция создается в России, что позволяет предположить – электромобиль как минимум не превзойдет западные по цене.