Треть россиян выкидывает еду без сожалений
еда исследования пищевые отходы

Треть россиян выкидывает еду без сожалений

Эксперты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ решили изучить, как россияне обращаются с излишками еды. Выяснилось, что многие разделяют идею фудшеринга, но все равно отправляют остатки пищи в мусорное ведро. По данным Центра, 17 млн тонн продуктов питания в год выбрасывается на помойку. Такого объема еды хватило бы, чтобы накормить 30 млн человек.

Как пишет «Российская газета», эксперты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ рассмотрели вопрос, насколько люди готовы вкладывать свои силы и время в фудшеринг. В их опросе приняли участие 2000 человек старше 18 лет. Выяснилось, что большинство из них сталкиваются с ситуациями, когда надо определиться, что делать с избытками продуктов. В итоге почти половина (48%) просто выкидывают еду в мусор. Каждый третий (34%) избавляется подобным образом от просроченных продуктов, 2-3% - и от хороших.

Не все испытывают внутренние терзания, отправляя еду на помойку. Каждый третий (33%) о выкинутой пище не жалеет, считая, что без проблем купит себе более свежие продукты. Хотя 85% участников согласились, что выбрасывать еду невыгодно, 76% знают, что такое поведение вредит окружающей среде, 92% думают, что к продуктам нужно относиться бережно. Но это только на уровне слов, а не действий.

Люди, «спасающие» еду, среди опрошенных тоже нашлись. Самые популярные способы – кормить животных, продлевать срок годности (к примеру, замораживать), делиться с другими людьми.

Треть опрошенных делятся едой через социальную сферу - угощают продуктами, срок годности которых вот-вот истечет, коллег, а также относят отдельно проживающим родственникам, соседям, друзьям. Реже передают нуждающимся лично, через храмы или общественные организации, либо вешают пакеты на мусорных контейнерах. Так поступают до 5%. Немного больше - 6,5% - пристраивают лишнюю еду через интернет. Направление фудшеринга быстро становится популярным: для него есть специальные мобильные приложения и группы в соцсетях.

Хотя до массовой популярности фудшерингу еще далеко:

- Пока фудшеринг в России относительно малозаметная практика. К тому же, в последнее время его развитие затрудняется эпидемией, - полагает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. - Однако наши расчеты показывают, что это очень перспективный тренд, который позволяет намного уменьшить потери еды. До пандемии фудшеринг между незнакомыми членами интернет-сообществ показывал хороший потенциал роста: в 2019 году 75% участников планировали в будущем оставаться в нем, а число желающих включиться превышало число отказавшихся почти в четыре раза.

Здесь мы рассказывали, как перестать выбрасывать продукты.