Президент Unilever Лоран Клейтман: «Мы против эко-маскировки»
Компания Unilever – один из крупнейших производителей пищевой продукции, чая, косметической продукции и бытовой химии в мире. Не так давно компания представила отчет по результатам осуществления Плана устойчивого развития и улучшения качества жизни за 2014 год. Лоран Клейтман, президент Unilever в России, рассказал Recycle об эко-инициативах корпорации.
– Лоран, каких экологических правил придерживаются работники компании?
– В прошлом году наш центральный офис в Москве отказался от пластиковой посуды. Если вы захотите выпить чаю, можете взять фарфоровую кружку или бумажный стаканчик. Мы убрали кулеры с большими пластиковыми бутылями, питьевая вода теперь подается напрямую из более экологичной фильтр-установки (с функциями кипячения и газирования, если потребуется), не требующей лишнего использования пластика.
На каждой кухне стоят контейнеры для раздельного сбора мусора, сотрудники уже привыкли. Во всем офисе установлено автоматическое светодиодное освещение. Бумагу, неисправную технику, батарейки и картриджи мы отправляем на переработку. Стараемся продвигать культуру less printing, то есть работники меньше печатают и получают информацию на электронных носителях. Наши сотрудники также принимают участие в субботниках, на которых собирают мусор в парках.
Отходы производства и товар, который залежался, мы направляем на удобрения или переработку. Один из наших партнеров по утилизации делает тротуарную плитку, которая частично состоит из переработанных отходов чайного сырья и упаковки.
– 15 мая Unilever презентовал Центр экспертизы по устойчивому развитию бизнеса в Сколково. Зачем компании понадобился подобный центр?
– Через свою продукцию Unilever охватывает миллионы потребителей, и мы хотим, чтобы они понимали, как можно сокращать негативное воздействие на окружающую среду. В рамках нашей стратегии мы хотим обращаться как можно к большему числу деловых людей, помогать менять их мышление, формировать более экологичный подход к жизни и ведению бизнеса. Сколково воспитывает следующее поколение лидеров бизнеса, и нам важно передать им свой опыт: то, чего мы добились в России и других странах. Эко-культуру необходимо прививать как можно раньше. Вот почему нас волнует студенческое сообщество и даже школьники!
– Как это работает с точки зрения бизнеса? Российские потребители обращают внимание на более экологичные товары?
– Экологические тенденции набирают обороты по всему миру. Бренды с большой социально-значимой миссией более успешны в любых условиях. Согласно исследованию Synovate Comcon (2014), 72% российских потребителей перед покупкой продукции обращают внимание на то, откуда поступает сырье и насколько экологично производство того или иного бренда. Больше всего россиянам важна безопасность пищевой продукции и воды.
Говорить «россиянам все равно» очень несправедливо – прежде всего, по отношению к самим жителям России. На самом деле, их волнует не только внешний вид и вкус продукции, но и то, в каких условиях, где и кем был изготовлен продукт. А если это интересует покупателя, то и нас это тоже должно волновать, иначе бизнес не будет расти.
– В Европе продукция Unilever выходит с маркировкой «Это можно сдать на переработку» или «Это сделано из переработанного сырья». Почему таких пометок нет на российских товарах?
– Потому что инфраструктура переработки отходов в России пока не сформирована. Мы сотрудничаем с государством, чтобы укоренить эту практику в бизнесе. Сейчас разрабатывается закон об обращении с отходами потребления, и как только это будет возможно, мы обязательно поддержим эту инициативу.
Но наша компания заботится не только о том, чтобы больше перерабатывать, но и о том, чтобы производить меньше упаковки. Так, например, мы убрали пластиковый колпачок с дезодоранта Rexona, а это два миллиона лишних кусочков пластика в месяц! Естественно, мы сэкономили на этом. Это работает положительно как для нас, так и для экологии.
– Когда мы рассказываем про эко-инициативы крупных международных компаний, то в комментариях читатели часто пишут о том, что это всего лишь PR.
– Мы против эко-маскировки. Unilever уже более 15 лет находится на вершине индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию в секторе товаров повседневного спроса, это пример независимой оценки. Если бы это был всего лишь PR, нас бы вряд ли оценили так высоко. Пример с Rexona – далеко не единственный, этот принцип работает во всех наших филиалах, касается каждого бренда. Но коммуникации тоже важны. Мы хотим, чтобы люди знали о том, что мы делаем, и присоединялись к нам.
– Unilever контролирует весь цикл производства: от выращивания до транспортировки. Что вы меняете в этом направлении?
– Очень важно понимать, что воздействие продукции на окружающую среду на этапе ее производства и транспортировки не превышает 4%. На потребление продукта в этой цепочке приходится наибольший ущерб – до 70% всего воздействия. Многие говорят, что на этом этапе мы как производители уже ничего не можем сделать. Но нам вполне по силам проводить образовательные программы для потребителей. Чтобы повлиять на эти 70%, мы работаем над своим ассортиментом. Например, наши технологи разработали кондиционер для стирки белья, который позволяет сократить потребление воды при этом в семь раз.
– А как вы и ваша семья придерживаетесь экологичного образа жизни?
– Мы с женой в этом плане сфокусировались на детях. Главное – это воспитание и личный пример. Моему старшему сыну 19 лет, и он выбирает более экологичные товары ужен на уровне рефлекса, этот выбор не вызывает у него никаких сомнений. Где бы мы ни жили, мы сортируем мусор и разумно тратим воду, электричество, в том числе и здесь, в России. Это уже образ жизни и это вполне естественно.
– Вам не кажется, что россияне еще не готовы к такому образу жизни, что пока еще рано?
– Не рано, уже поздно. Поздно для планеты. Мы все чувствуем последствия бездумного потребления, времена которого прошли. Это вопрос выживания – неважно, в России мы находимся или нет. Будет грустно, если через 20 лет мои дети спросят меня: «Что вы наделали? Когда еще было возможно что-то изменить, вы ничего не предпринимали».
Конечно, кому-то удобно заявлять о том, что россиянам плевать на экологию, но каждый должен начать с себя, и если нам не все равно, то мало-помалу всем будет не все равно. Это не только корпоративная позиция, это то, во что я лично верю.