Кто и как борется с экологическими преступлениями в России
экологические преступления

Кто и как борется с экологическими преступлениями в России

Как представители НКО и правоохранительных органов выявляют и предотвращают экологические правонарушения? Об этом рассказали на вебинаре WWF России. 

На нем можно было узнать об экологических функциях правоохранительных органов РФ, участии представителей НКО в инициировании и проведении плановых и внеплановых выездных проверок по экологическим правонарушениям, о возмещении вреда окружающей среде по административным и уголовным делам, а также познакомиться с практикой взаимодействия НКО с органами полиции, следственного комитета, природоохранной прокуратуры в выявлении природоохранных правонарушений. 

Ведущий вебинара – председатель краевого совета Хабаровского краевого отделения WWF России Владимир Сидоров – напомнил, что за экологические правонарушения предусмотрена административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная ответственность в зависимости от состава конкретного правонарушения и степени опасности последствий для окружающей среды и людей.

Экологическими функциями в нашей стране обладают органы МВД, прокуратура (может возбудить уголовное дело и предъявить иск о возмещении вреда окружающей среде), суды, в том числе Арбитражные и Конституционный суд РФ, а также Комиссия по правам человека при Президенте России.

Природоохранные прокуратуры

Они были учреждены из-за ухудшения состояния окружающей среды и необходимости строгого поддержания законности в сфере охраны природы.

Сотрудники природоохранной прокуратуры следят за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды. Их деятельность регулируется и контролируется прокурором района, края или области, в которой они расположены, а также заместителями прокурора или помощниками и следователями.

Прокурор может расследовать экологические преступления и подавать в суд гражданские иски.

Природоохранные функции ФСБ России

Сотрудники службы занимаются выявлением, предупреждением и пресечением действий, представляющих особую экологическую опасность. К ним относится экологическая контрабанда, связанная с незаконным вывозом стратегически важных природных ресурсов и ввозом на территорию России опасных отходов.

Экологическая функция таможенных органов

Работники таможни контролируют участников внешнеэкономической деятельности при трансграничном пересечении товаров, а также борются с экопреступлениями.

Таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, которые перевозятся через государственную границу. Они пресекают незаконный оборот радиоактивных веществ, растений, животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Они могут применять различные меры: акцизы, повышенные таможенные пошлины, контролировать соблюдение природоохранного законодательства при помещении товаров под определенный таможенный режим.

Защита экологических прав граждан

Существует два основных способа защиты экологических прав граждан: самозащита и защита с помощью государственных институтов, либо государственная защита.

Так, при нарушении экологических прав, человек может направить письменное обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение этих вопросов. Обращение будет рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации.

Заявитель вправе обжаловать бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, госслужащих, если их бездействие повлекло за собой негативные последствия для окружающей среды и людей.

Уполномоченный по правам человека в России

Нарушенные экологические права может защищать  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. А именно: заниматься рассмотрением жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если ранее человек обжаловал эти решения или действия (бездействие) в суде, но не согласен с принятыми решениями.

При этом жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее одного года со дня нарушения прав человека или с того дня, когда ему стало известно об этом нарушении.

О совместной работе НКО и правоохранительных органов

В борьбе с экологическими правонарушениями НКО должны работать совместно с правоохранительными органами. Но, к сожалению, не всегда и не везде это взаимодействие отлажено.

Ведущий вебинара Владимир Сидоров привел пример грамотной и слаженной работы по выявлению и устранению экологических преступлений.

Так, в ходе оперативно-профилактической операции «Лес» в Хабаровском крае эксперты Амурского филиала WWF России, Общероссийского народного фронта, сотрудники отдела госконтроля Управления лесами Правительства Хабаровского края и сотрудники отдела УМВД России по Хабаровскому краю провели совместный рейд по выявлению фактов незаконной заготовки древесины. В ходе операции была выявлена незаконная рубка площадью более 5 га, обнаружен действующий карьер, изъята техника.

Общественный экологический проект «Экодозор»

Кроме того, в Хабаровском крае создали систему общественного экологического контроля. Основная идея проекта – объединение усилий власти, бизнеса и общества для решения экологических проблем.

Цель проекта – содействовать улучшению экологической обстановки, снижению негативного воздействия на здоровье людей и повышение качества жизни населения Хабаровского края через эффективную работу по выявлению и предотвращению нарушений природоохранного законодательства.

Представители «Экодозора» также занимаются информированием местных жителей по вопросам экологической безопасности и вовлекают население в решение социально-экологических проблем региона.

В настоящее время на территории Хабаровского края проживают более 1 300 000 человек, работают около 15 тысяч предприятий, существуют 14 различных природоохранных служб. И всего 13 экологических инспекторов, которые просто физически не в состоянии влиять на ситуацию.

К реализации проекта планируется привлечь более 300 общественных инспекторов, работа которых сможет повысить эффективность природоохранных служб. Они будут фиксировать нарушения, проводить разъяснительную работу, участвовать в природоохранных рейдах.

По мнению создателей проекта, внедрение системы общественного экологического контроля поможет повысить эффективность и координацию работы экологических служб всех уровней, сделает процесс понятным и открытым для населения.

Любой житель Хабаровского края может разместить на сайте информацию об экологических правонарушениях: о свалках, сжигании отходов, парковке на газонах, мойке автомобилей в неположенном месте, повреждении зеленых насаждений, вредных выбросах, незаконном строительстве и т.п. Телефон горячей экологической линии: 8 (4212) 600-035.

Такая служба очень актуальна и необходима, учитывая рост экологических правонарушений в последние годы.

Рост экопреступлений в России

По данным WWF России, за 10 лет (с 1991 по 2000 г.г.) число экологических преступлений выросло примерно на 10 тысяч, а в период с 2000 по 2009 г.г. – на 30 тысяч. Резкий рост в 2001–2002 гг., вероятнее всего, был связан с изменением структуры органов государственной власти и ликвидацией самостоятельного природоохранного органа, считают представители WWF России.

В 2009 году произошло резкое сокращение численности инспекторского состава природоохранных органов, что, в свою очередь, сократило возможности выявления некоторых видов преступлений.

Среди всех экологических преступлений самую большую долю составляют незаконные вырубки леса и браконьерство, в то время как на остальные преступления приходится лишь около 1–2%.

В 2017 году по всей стране было зарегистрировано 58 преступлений, связанных с загрязнением вод, воздуха и морской среды, и 124 преступления, связанных с захоронением отходов.

Как же подать иск и возместить ущерб, причиненный природе? Что могут сделать экологические НКО, куда следует обращаться и как правильно действовать?

Возмещение вреда окружающей среде

Выносить протоколы об административных правонарушениях имеют:

- Природоохранная прокуратура,

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора,

- Роспотребнадзор,

- Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности,

- Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Прежде, чем отправить иск в суд, необходимо правильно рассчитать размер причиненного ущерба. Помочь в этом может Государственная автоматизированная система "Правосудие" и изучение аналогичных судебных дел по статье 8 КОАП.

Методика расчета размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России.

Кроме того, перед отправлением иска в суд, нужно сначала направить  претензию в адрес виновника с предложением добровольно возместить ущерб. И только в случае отрицательного ответа уже обратиться в суд.

Помните: срок исковой давности по этой категории дел составляет 20 лет. А вот срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Присужденные судом суммы компенсации зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов по месту причинения вреда окружающей среде в 100-процентном размере. При этом НКО не получает ничего, кроме морального удовлетворения и чувства выполненного долга.