Интервью с министром экологии Москвы: что мешает начать сортировать мусор
Основатели проекта Recycle встретились с главой Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антоном Кульбачевским и спросили, почему город не торопится внедрять раздельный сбор мусора повсеместно, когда в столице появится своя «зеленая» достопримечательность и сортирует ли министр отходы у себя дома.
– Почему в Москве до сих пор нет централизованной системы сортировки мусора?
– Вы хотите знать мое мнение? Здесь нужно обратиться к истории. Систему вторичной переработки отходов создавали еще с советских времен. Была плановая экономика – допустим, если вы знаете объемы бумажного производства, вы можете посчитать, сколько заводов по переработке макулатуры надо построить. А в 90-е годы эта система была разрушена. Кроме того, за это время поменялся и состав отходов, и их объемы. Например, уже появились пластиковые бутылки, а заводы по их переработке еще не построили.
Вот, наверное, главная причина, почему у нас в Москве до сих пор так активно не применяется и не культивируется раздельный сбор отходов. То есть научить человека разделять отходы не так сложно. Сложнее восстановить отрасль. Чем мы последние четыре года и занимаемся.
– Но сейчас же есть заводы, вы знаете, кто и в каких объемах перерабатывает вторсырье. Что мешает?
– Здесь торопиться не стоит. Можно с завтрашнего дня объявить повсеместный раздельный сбор отходов, и, скорее всего, много людей откликнется. Но параллельно с этим должна быть готова и отрасль. Поэтому данный процесс должен быть постепенным. В этом году мы планируем сделать так, чтобы в каждом округе были одна-две управы с пунктом приема вторсырья. А в следующем году – уже четыре-пять управ. А если о глобальных планах, то к 2030-му году мы планируем, что до 35 процентов от общего числа отходов будут направляться на переработку.
– В Новой Москве, например, уже есть девелоперы, которые сознательно отказываются от домов с мусоропроводами. Вы поддерживаете такую инициативу?
– Более чем. Я сам знаю несколько домов, где жители коллективно решили заварить мусоропроводы. Вообще история с раздельным сбором отходов будет развиваться только в том случае, если это будут именно частные инициативы. Мы не можем себе позволить перевести город на раздельный сбор за счет бюджета, это дорого. Пусть участвует малый и средний бизнес, мы поможем. Например, введем льготное налогообложение. Или вообще отменим налоги тем, кто занимается вывозом и переработкой.
– А вы дома что-то сортируете?
– Я живу за городом. Поэтому у меня на участке есть компостная яма, и я туда сбрасываю пищевые отходы. А остальные отходы… Могу накопить, например, пластиковые бутылки, отдельно отвезти. Батарейки, ртутные лампы – все это сдаю на переработку.
– Когда вовлекаешь новых людей в процесс сортировки, часто возникает фраза: «А мы не верим, что потом это будет переработано». Как обычные москвичи могут проконтролировать этот процесс, если, скажем, в их дворе появляется пункт приема вторсырья?
– Вы правы совершенно, профанация никому не нужна. Можно купить бачки для раздельного сбора и поставить во всех дворах. Это не так дорого на самом деле. Только это не работает, потому что приезжает мусоровоз и сваливает все в одну кучу. И люди это видят.
Сейчас мы стараемся больше рассказывать про объекты, где перерабатывается, допустим, пластик или алюминиевая банка. Много репортажей по радио, телевидению идет на эту тему.
– Могут ли москвичи получить какие-то бонусы за то, что собираем раздельно мусор?
– Эта история скорее про имидж человека, а не про зарабатывание денег. Сумма, которую вы платите за вывоз мусора – это примерно 10% от реальной стоимости за вывоз. Остальное оплачивается за счет бюджета города Москвы. Между прочим, это около 14 млрд рублей в год. Чем больше вы сортируете, тем больше экономия городу. Для сравнения, в Швеции один человек платит в среднем 500 евро в год за вывоз мусора.
– Интересно, на какие города вы ориентируетесь, когда планируете городскую политику в области экологии?
– Москва не отличается от других мегаполисов. Правда, нам по климату ближе всего скандинавский опыт. Стокгольм, Копенгаген. Например, мне нравится, как в Копенгагене решают транспортную проблему с помощью велосипедов. У Стокгольма есть чему поучиться в плане переработки отходов. В Швеции вообще реформу по обращению с отходами провели за 12 лет, на мой взгляд, очень эффективно ее выполнили. У них уровень переработки около 80%.
– Недавно в Париже перевели в «зеленый» режим Эйфелеву башню: подключили LED-лампочки, установили солнечные батареи, ветряки. В Москве появится что-то похожее?
– Например, WWF планирует построить полностью «зеленый» офис. У правительства Москвы было желание, уже даже стали появляться спонсоры, готовые заняться темой «зеленого строительства». Но, к сожалению, пока этот процесс затормозился из-за экономического спада.
Что касается использования солнечных батарей, то объекты на солнечных батареях в Москве есть. Появились такие объекты и на особо охраняемых природных территориях. Например, wi-fi и фонари в тех местах, куда трудно проложить коммуникации. Но, конечно, экономия электроэнергии от этого маленькая, это делается, скорее, для популяризации.
– А ветряки можно в городе встретить? Мы вот ни разу не встречали.
– Не очень у нас ветреный регион, мало открытых пространств. Есть небольшие ветряки, совмещенные с солнечными батареями, например, на особо охраняемых природных территориях – в природном заказнике «Долина реки Сетунь», ландшафтном заказнике «Долина реки Сходни в Куркино». Они освещают дорожки. Конечно, это больше выставочные экспонаты, мы показываем их, в том числе, школьникам, которые приходят на экскурсии в парки.
– Сколько сейчас в Москве электромобилей?
– Чуть более тысячи. Мы, кстати, в этом году планируем дальше развивать сеть электрозаправок. В идеале, чтобы на каждой обычной заправке можно было и электромобиль подзарядить.
– Есть ли какие-то преференции у владельцев электромобилей?
– Бесплатная парковка в центре Москвы, что уже, на мой взгляд, является неплохой льготой. Есть также планы разрешить владельцам электромобилей ездить по выделенным полосам, наравне с общественным транспортом.
Фотограф: Михаил Голденков