Гульназ Хусаинова: «Если предприниматель не думает об экологии сегодня, то он не думает о долгосрочных перспективах своего бизнеса»
Онлайн-шопинг – неочевидный фактор, влияющий на климатические изменения. Его эффект стал заметнее в период пандемии. Гульназ Хусаинова, предприниматель из Дании и основатель платформы для подбора размера Easysize, рассказала о своем проекте, экоследе сегмента e-commerce и способах его уменьшения.
Как онлайн-шопинг влияет на окружающую среду?
С началом пандемии мы заметили, что онлайн-шопинг растет усиленными темпами по всему миру. Мы видим эти тренды везде. Американцы опубликовали статистику: за 6 месяцев с начала пандемии доходы e-commerce значительно увеличились. Рост, который должен был занять 10 лет, занял 6 месяцев.
С развитием онлайн-шопинга появляются другие тенденции. Во-первых, перепотребление. Я заметила эффект пандемии на себе и обсуждала это с друзьями. На карантине дома скучно, нечем заняться, средства, которые в обычное время человек бы потратил на поход в кафе или путешествие, он тратит в онлайне, чаще всего в разделе мода. Произошел сдвиг приоритетов с оффлайн-шопинга на онлайн.
Во-вторых, увеличилось все что крутится вокруг e-commerce: доставки, как следствие, выбросы СО2, упаковка.
Как работает Easysize?
В Easysize мы фокусируемся на подборе правильных размеров в онлайне. Кажется, это очень простая задача, многие компании пытались ее решить математическим способом. Например, есть вес, объемы с одной стороны и таблица размеров – с другой, соотносите и получаете свой размер.
Проблема этого подхода в том, что задача рассматривается только с математической позиции. Когда люди покупают одежду в реальной жизни, они часто смотрят на товар с точки зрения стиля и того, как человек хочет видеть вещь на себе. Мы проводили исследования среди покупателей и выяснили, что один и тот же пользователь часто покупает одежду разных размеров. Например, одну рубашку выбирает приталенной для офиса, другую – свободную, чтобы носить дома поверх футболки. Получается, что данные у человека одни и те же, но выбор размера разный.
Еще вначале разработки алгоритмов Easysize мы решили, что никогда не будем использовать математический подход. Мы не узнаем у покупателей вес, обхват талии или бедер, а у брендов не запрашиваем таблицы размеров. Вместо этого мы пытаемся понять уникальный стиль человека.
Потом мы сравниваем эту информацию с данными других пользователей в нашей базе, которая сейчас включает около 17 млн профилей. Мы можем очень точно выявить людей, у которых есть похожие предпочтения в одежде. И на основании этого понять, какой размер им подойдет не только с математической точки зрения, но и с точки зрения персонального стиля.
Еще важный момент: при проведении исследований мы заметили, что вопросы о весе и объемах могут задевать и расстраивать людей. Мы хотим создавать безопасные и комфортные условия для онлайн-шопинга, поэтому таких вопросов не задаем.
Как алгоритм помогает экологии?
Размеры неочевидно, но сильно влияют на экологический след каждого покупателя.
Во-первых, неправильный размер – основная причина возвратов. В онлайн-шопинге в разделе fashion возвраты очень высокие, в некоторых странах показатели достигают 40%. Соответственно растет углеродный выброс. Каждый год порядка 17 млрд продуктов в fashion возвращаются – это 4,7 млн тонн CO2 в год. Этого достаточно, чтобы обеспечить энергией 565 тыс домов на 1 год.
Во-вторых, зачастую возвращенные вещи не идут обратно в сток. Брендам легче их выбросить, чем заниматься обработкой. Недавно я общалась с одной известной скандинавской компанией, они рассказали мне, что возвращенные вещи либо перепродают другим стокам за гроши, либо выбрасывают. Есть большой кейс с Burberry 2018 года, когда они признались, что просто сжигали вещи, которые им возвращали или которые они не могли продать.
В-третьих, если возвраты сжигаются, получается, что ресурсы, затраченные на их производство, расходовались зря. Многие из нас не думают об этом, но на выпуск одной футболку уходит много литров воды.
В-четвертых, разговор об устойчивости в fashion завязан на решении вопроса, как сделать так, чтобы потребитель пользовался одним продуктом как можно дольше. Мы заметили, что если люди покупают одежду в правильном размере и стиле, то жизнеспособность продукта увеличивается на 70%.
Таким образом Easysize уменьшает возвраты, как следствие сокращает выбросы СО2, увеличивает жизненный цикл вещей и помогает избежать нерационального расхода ресурсов.
Думали ли вы о «бонусе» для планеты при создании проекта или он стал явным уже в процессе работы софта?
Когда я создавала Easysize, разговора об устойчивости еще не было в индустрии. Я думала об удобстве пользователя. Позже тема экологии стала более яркой и масштабной. Для нашей команды этот вопрос был близок. Мы начали проводить исследования и анализировать, как наш продукт помогает решению экологических проблем. Сейчас мы уже организовываем образовательные курсы для наших клиентов.
Все чаще предприниматели задумываются об экоследе бизнеса и вариантах его уменьшения. Какие перспективы вы видите у такой тенденции?
Мне кажется, что создавать бизнес сегодня, не думая о его экоследе – глупо не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения перспективности. Потребители становятся более образованными в сфере экологии, их лояльность зависит от экополитики бизнеса и правительства. Да, мы все еще находимся в эре гринвошинга, компании больше озабочены своим пиаром вокруг этих тем. Но мы думаем, что в ближайшее 5-10 лет появятся конкретные законопроекты, которые будут это регулировать. Если предприниматель не думает об экологии сегодня, то он не думает о долгосрочной перспективе своего бизнеса.
Второй момент – это этическая составляющая. У всех есть своя мотивация для создания бизнеса: для многих это деньги, но если есть желание создать компанию, которой вы и ваши сотрудники будут гордиться, то нужно учитывать и экологическую сторону вопроса.
Как думаете, какое приложение/программа могли бы оказать положительное влияние на экологическую ситуацию?
Как предприниматель я понимаю, что большие изменения мы увидим только путем коллективного действия и правительственных инициатив. Если мы посмотрим на статистику выбросов СО2, то станет ясно, что больший вклад в это вносят крупные компании. На фоне этого изменение своих привычек выглядит малоэффективно.
Примером может служить plastic straw phenomenon – массовый бан пластиковых трубочек. В результате все увидели, что образованность людей в этом вопросе стала выше, но фактический результат был минимальным. Пока мы не примем какие-то действия на уровне корпораций, ничего не изменится. Но и корпорации сами на эти изменения не пойдут из-за финансовых потерь.
Поэтому лучшее, что можем сделать мы – это голосовать кошельком и влиять на правительство, чтобы были изменения на законодательном уровне. Следовательно, с точки зрения программ будут эффективны приложения, которые добавят прозрачности в вопросы экологии. Считаю, что очень важно образовывать людей.
Вы переехали из России в Данию. Расскажите о разнице «экоменталитета» в этих странах?
Я переехала в Данию 6 лет назад, поэтому мне сложно оценить сегодняшний уровень экоменталитета в России. Но могу немного рассказать о Дании. Когда я переехала сюда, здесь уже были разные экоинициативы. Мне нравились проекты по переработке мусора: уже тогда в каждом доме был раздельный сбор и повсеместно работала программа переработки бутылок.
За сдачу бутылки можно получить несколько крон, в зависимости от ее размера, объема. С точки зрения государства здесь идет активное движение в сторону «зеленых» проектов, но в этом году в связи с пандемией все замедлилось. В целом, все прогрессирует, но вопрос только в том, насколько быстро это происходит, чтобы изменить текущую ситуацию.