Исследование: как развивается совместное потребление в России
В 2017-2018 гг. Ассоциация РАЭК совместно с независимым аналитическим центром ТИАР провели масштабное исследование, посвященное экономике совместного потребления (шеринг-экономике). По его итогам авторы – руководитель кластера РАЭК, гендиректор ТИАР-Центра Антон Губницын и руководитель направления аналитики ТИАР-Центра Константин Стрельцов – планировали сформировать своего рода дорожную карту – рекомендации, которые позволят вывести шеринг-экономику в России на качественно новый уровень.
Что такое совместное потребление
Совместное потребление – это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. Оно основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Совместное потребление позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные, а также сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов.
Благодаря онлайн-сервисам потребителям нет необходимости приобретать товары, которые нужны им не постоянно, а на несколько раз. Это позволяет экономить ресурсы и не совершать ненужных покупок.
Совместное потребление сегодня распространено в самых разных сферах: городская среда,городской общественный транспорт,междугородние перевозки, туризм,аренда коммерческой недвижимости и оборудования.
По мнению авторов исследования, развитие подобных направлений является критически важным для экономического роста страны, поскольку именно они обеспечивают так называемый Парето-эффект: 20% усилий, которые дают 80% результата. По их данным, динамика развития шеринг-сервисов в России свидетельствует, что у нашей страныесть все шансы стать важной частью мирового перехода к шеринг-экономике.
Так, например, каршеринг, байкшеринг, скутершеринг повышают комфортность городской среды на 20%. Байкшеринг, скутершеринг снижают уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах: так, за 2018 года в Москве на 40 тонн сократилось количество выбросов СО2 за счет байкшеринга.
В исследовании рассматриваются ключевые отрасли шеринга и их влияние на экономику страны: транспорт – поминутная аренда автомобилей (каршеринг) и сообщества автопопутчиков (карпулинг); краткосрочная аренда помещений – жилых и офисных; совместное финансирование проектов (краудфандинг); аренда вещей и др.
Преимущества совместного потребления
- Эффективное использование ресурсов позволяет сократить количество автомобилей на улице и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.
- Некоторые компании в рамках шеринг-экономики помогают использовать продукты питания, у которых кончается срок годности, и тем самым уменьшают объем отходов.
- Во многих случаях благодаря шерингу пользователь может получить услугу быстрее и в более удобном месте, чем у традиционных поставщиков.
- Совместное потребление позволяет путешествовать с меньшими затратами, заказывать услуги (ремонт, уборку, обучение и т.п.) по доступной цене.
- Оно позволяет создать новую систему контроля качества услуг, основанную на отзывах пользователей.
Помимо того, что шеринг-сервисы позволяют потребителю сэкономить, они также дают возможность получить персонализированное, не массовое предложение. При этом о качестве предлагаемых услуг или продуктов свидетельствует пользовательский рейтинг (онлайн-репутация).
Авторы исследования даже составили портрет среднестатистического «шерингового лайфхакера», который пользуется всеми преимуществами сервисов совместного потребления: погружается в местную жизнь, останавливаясь у хозяев с Airbnb, пользуется каршерингом и сервисом YouDo. По статистическим данным, сервисы востребованы людьми с разным уровнем достатка.
В России особую актуальность имеют транспортные сервисы совместного потребления. За счет значительных расстояний и неравномерного развития железнодорожного сообщения, российский рынок карпулинга имеет весьма значительный объем даже по международным меркам: карпулинг-сообщество России насчитывает около 16 млн человек и является самым крупным в Европе.
В Москве из-за сложной ситуации с паркингом в центре и благодаря поддержке городскихвластей наблюдается настоящий бум в развитии каршеринга, сообщают исследователи.
Каршеринг в России
В последние годы при содействии городских властей каршеринг (поминутная аренда автомобилей) получил беспрецедентное развитие в Москве. Как и в мире в целом, в России основой каршеринга являются компании, владеющие автопарками и позволяющие пользователям оставить машину в любом разрешенном месте в пределах зоны покрытия сервиса. За пределами Москвы каршеринг пока не получил широкого распространения.
Ключевым операторами каршеринга являются: Яндекс Драйв, Belkacar, Делимобиль.
По данным исследования, 80% пользователей каршеринга – это мужчины 25-35 лет с доходом выше среднего, стаж вождения которых составляет 5 лет, при этом у 62% из них есть одна машина в семье.
Карпулинг в России
В России и за рубежом платформы карпулинга (сообщества автопопутчиков) в основном специализируются на междугородних поездках, дополняя железнодорожное и автобусное сообщение. Сегодня Россия является крупнейшим рынком карпулинга в Европе: российское сообщество насчитывает 16 млн человек. Ежедневно карпулингом пользуются около 100 тыс. россиян.
60 процентов пользователей карпулинга – мужчины 25-35 лет со средним доходом, говорится в исследовании.
Ключевые операторы карпулинга: BlaBlaCar, а также частные объявления в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
Краткосрочная аренда
Размещение гостей у местных жителей во время событий мирового уровня в целом снижает нагрузку на окружающую среду: сокращается необходимость в строительстве новых отелей, заполняемость которых после завершения мероприятий остается под вопросом. Практика размещения туристов у местных жителей также вносит вклад в культурный диалог.
Ключевые платформы: «Авито», ЦИАН, Airbnb.
По данным исследования, чаще всего через шеринг-сервисы сдают квартиры (77%), реже – комнаты (19%) и койко-место (4%). Наиболее популярен этот вид шеринга в Санкт-Петербурге – 43%.
Краудфандинг
В данном исследовании краудфандинг понимается в более узком смысле: как сбор пожертвований на специализированных платформах. Согласно международной статистике, большинство проектов, привлекающих средства через краудфандинг, относится к разработке игр, дизайнерским и технологическим стартапам.
В России же краудфандинговые платформы в основном используются для проектов в социальной сфере и области искусства (главным образом в кинематографе и музыкальной индустрии). Если определенный уровень сборов (целевой уровень или в некоторых случаях 50% от целевого уровня) не достигнут, денежные средства возвращаются спонсорам.
Одна из ключевых платформ краудфандинга в нашей стране – Planeta.ru.
Основные сферы для сбора средств: общественные проекты, музыка, литература и журналистика, благотворительность, кино. А в некоторых случаях и экологические проекты.
Так, например, в 2015 году студенты из МФТИ, основавшие экопроект «Чистое дело», благодаря краудфандинговым сборам смоли приобрести пресс для мусора. Это позволило запустить в их городе, в Долгопрудном, процесс сбора и переработки отходов и вовлечь в него около 8 тысяч семей!
Юрий Захаров, один из основателей проекта «Чистое дело»: «Я считаю, что основной вклад в этом внес наш удачно завершившийся сбор средств на краудфандинговой платформе Planeta.ru, благодаря которому мы смогли приобрести пресс для мусора. А уже благодаря прессу мы смогли развивать нашу систему. Сначала у нас было четыре контейнера, потом пять, так было долгое время, а после покупки пресса их количество увеличилось вдвое, сейчас у нас 10 контейнеров в городе. Мы добились таких результатов благодаря поддержке жителей России, которые поверили в наш проект, поддержали и мотивировали нас на развитие».
Аренда вещей
В России рынок аренды вещей находится на начальном этапе развития, считают исследователи.
Спросом, как правило, пользуются премиальные или нишевые вещи: среди электроники – шлемы виртуальной реальности и новейшие игровые системы, среди одежды – вечерние платья, а также дорогой спортивный инвентарь, фотообъективы.
Шеринг-сервисы этого сектора работают не только с физлицами, но и с компаниями традиционного (офлайн) проката.
Ключевые площадки: Авито и RentMania.
Основные категории товаров: электроника, одежда, товары для спорта и активного отдыха.
Развитие совместного потребления
Одним из базовых условий существования и развития экономики совместного потребления являются онлайн-карты и сервисы геолокации. Точные и актуальные карты лежат в основе каршеринга. С их помощью пользователи могут легко найти автомобиль, а встроенная в машину навигация поможет им построить нужный маршрут.
Алгоритмы маршрутизации позволяют операторам каршеринга оценивать дорожную ситуацию и управлять автопарком – от регулирования тарифов в зависимости от загруженности дорог до распределения машин по городу.
Другим важным фактором развития совместного потребления является доверие между сторонами сделки. Как правило, шеринг-сделки заключаются дистанционно между незнакомыми друг с другом пользователями. Поэтому шеринг-сообществам особенно нужны инструменты для проверки пользователей и обеспечения финансовых гарантий, говорится в исследовании.
Оптимальное решение в этой ситуации: – удаленная онлайн-идентификация, подтверждение документов и проверка других данных пользователей. В этой области на российском рынке уже существуют решения (например, их предлагает российская компания IDX). Также в этом направлении развиваются платформы госуслуг (в том числе с биометрическими параметрами), позволяющие верифицировать пользователей.
В октябре 2018 года Департамент информационных технологий Москвы объявил о запуске сервиса идентификации пользователей login.mos.ru, он доступен в том числе для шеринг-платформ.
Сегодня в Интернете можно найти множество отзывов о ресурсах совместного потребления, а также данные о мошенниках и нарушителях в этой сфере (например, среди операторов каршеринга). Это помогает обеспечить безопасность и устойчивость, сформировать доверие между участниками шерингов.
В настоящее время в Китае тестируется единый социальный рейтинг пользователя, на который влияют все его транзакции.
На сегодняшний день глобальные корпорации внедряют шеринг-модель в свой бизнес. Развитие шеринга в западных странах набирает обороты (в частности, в сфере офисшеринга, строительной техники и стройматериалов, в том числе, когда отходы одной отрасли используются в производственной цепочке другой). Авторы исследования ожидают развития этого тренда и в России.
Принципы совместного использования получили комплексное развитие в ряде городов Европы, Азии, Северной Америки и Австралии, преобразовав городскую экономику в ключевых сферах: в транспорте (каршеринг, карпулинг), обеспечении продовольствием (фудшеринг), жилищном фонде (муниципальное содействие совместному съему жилья) и трудовых ресурсах (общие рабочие пространства).
Москва тоже движется в данном направлении – прежде всего в сфере транспорта, развивая каршеринг, байкшеринг и другие современные виды городской мобильности.