7 октября 2015, 14:43

Как сделать сбор мусора экологичной игрой

Автор: Мария Симонова 5325
Как сделать сбор мусора экологичной игрой
Как превратить сбор мусора в увлекательное приключение, знают в Санкт-Петербурге. Здесь уже больше года регулярно проводятся экологические стратегические квесты «Чистые игры». Мы расспросили о проекте одного из его главных организаторов Дмитрия Иоффе. о ERAwVCD6Vds - Дмитрий, как появился проект «Чистые игры»? - Раньше я занимался организацией ролевых игр - исторических, фантастических, каких угодно...  Однажды мы с друзьями отправились в поход на острова Вуоксы, это под Петербургом, там всегда много путешественников. Часть из них оставляют мусор на островах.. Глядя на эту свалку, один из моих друзей сказал: «Было бы интересно создать игру, где мусор стал бы ресурсом». Мы представили что-то типа Warcraft, только вместо золота мусор. Команды-участники его добывают, получают баллы, могут их обменивать на что-то необходимое для успеха (например, на тележки для перевозки мусора или моторную лодку, если игра на островах). У кого больше всего очков, побеждает. Идея нам запомнилась, стали думать, как это организовать. Решили: игра будет без ролей, все, кто захочет, смогут в ней участвовать. Получатся такие соревнования по сбору мусора. - Подобные игры где-то проводятся? Вы использовали чей-то опыт при разработке первой игры? - Мы не стали выяснять, если ли похожие игры. Просто собрались и сделали свои. Потом уже узнали, есть подобные мероприятия. Где-то территорию убирают на скорость, затем проводят эковикторину, выполняют другие задания. Получается марафон. В Новосибирске проводился «Чистофест» – музыкальный фестиваль, где люди за сбор мусора получали жетоны, которые потом обменивали на шашлыки и другую еду. В Архангельске организуют эко-баттлы, они длятся не один день, а больше недели. Всю эту информацию мы нашли позже. Когда мы взялись воплотить свою идею в жизнь, то не были экологами. У нас просто было желание сделать этот проект и опыт проведения игр. Первые «Чистые игры» прошли в начале июля 2014 года.   o 4S2jrIo2wDs - Насколько затратен ваш проект, кто обычно поддерживает его финансово? - Есть разные источники финансирования. На первую игру половину бюджета мы покрыли благодаря спонсорам, остальное за счет взноса игроков. Каждый раз есть смета, мы с партнерами ее обсуждаем, она прозрачная, открытая. Помогают нам спонсоры, муниципалитеты, иногда мы выигрываем гранты. - Кто-то сотрудничает с вами постоянно? - Петербургская сеть кафе-пекарен «Пироговый дворик» поддержала нас уже три раза – они устраивают для участников пикник после игры. - Какую аудиторию привлекают «Чистые игры»? - Большой спектр. Проект сделан для всех, ограничений не предполагается. В некоторых играх участвовало много школьников – отдел образования Петродворцового района Санкт-Петербурга хорошо нас рекламировал, в итоге однажды у нас из 235 игроков 100 училось в школе. Они приходили с педагогами, а некоторые с родственниками. Считаю, идеальное сочетание, когда играют дети с родителями. И время семья вместе проводит, и для природы хорошо. Детям интересно выиграть призы, родители их поддерживают, помогают. Все вместе потом остаются на пикник. Среди тех, кого привлекают «Чистые игры», и местные активисты, экологи и не только. Обычно мы для района проводим проект (исключение – корпоративные игры по заказу компаний, но пока мы такую только один раз организовывали, в Москве).  Интересуются нашими задумками любители ролевых игр живого действия, городских квестов, спортивного ориентирования. Просто местные жители, которых удастся увлечь, тоже приходят. Привлекать многих людей нам помогает компания «Бегущий город», они делают соревнования по городскому ориентированию на 5-8 тысяч человек.   o uMlhgXBS5zM - Сильно ли меняется состав участников игр или есть «костяк», те, кто не пропускает квестов? - Есть костяк, я, например, игр не пропускаю! Если серьезно, то в Ленинградской области недавний квест выиграла команда, которая участвовала в четвертый раз, три из них она побеждала. Из Петергофа приезжали люди в третий раз. Так что появляются потихоньку постоянные участники. Хотя пока их немного совершенно, около 10 процентов. - Какая сейчас периодичность у «Чистых игр»? - В среднем мы проводим их ежемесячно. Но в сентябре по плану две игры, в октябре тоже. О нас узнают, чаще обращаются с предложениями провести игру. - Насколько велик процент людей, несвязанных с экологией, но любящих квесты, кто пересматривает свое отношение к экологии после ваших игр? - Я проверял на себе, поскольку сам во всем участвую. Уверен, не может не появиться интерес. Приходят люди, которые не являются экологами и мусор прежде не собирали. Они его трогают руками, начинают больше его замечать, иначе относиться. Тем более, мы за раздельный сбор мусора даем больше баллов. Они понимают, что можно отправить на переработку стекло, металл, пластик. Воспринимают мусор как сырье. Еще мы выбираем лучшие находки на играх.   o kDY_aJoLJoU - Можно пример таких артефактов? - Как-то статуэтку нашли, она наш символ теперь. В другой раз обнаружили бутылку, внутри которой проросло растение. Однажды людям попалась запечатанная бутылка водки, ее голосованием выбрали лучшей находкой. Это уже какая-то археология получается, когда встречается что-то интересное. И сознание меняется. Вопрос в том, как дальше поддерживать этот интерес. На играх всегда бывают люди, которым понравилось участвовать в проекте и которые хотят продолжать. Мы хотим попробовать поработать с волонтерскими экологическими движениями, рекламировать их на игре. Объяснять, что квест – это знакомство с проблематикой, действие развлекательного характера, а если вы хотите постоянно делать что-то для природы, бороться с мусором, есть определенные организации. Приглашаем их участвовать, планируем давать им слово. Пока никто к нам не собрался почему-то, но мы готовы сотрудничать. - Как определяется, где именно пройдет следующая игра? - Мусора везде много. Если мы бы делали игры во всех районах, где полно свалок, то без остановок бы с середины апреля до середины октября только «Чистыми играми» и занимались бы. Но для игр нужно финансирование. Кто инициирует проект в своем районе, должен вложиться хотя бы частично. Если очень надо провести «Игры», но не хватает на них денег, то мы привлекаем своих спонсоров, ищем средства и все удается. Так в начале сентября было в Куйвози. Там не удалось полностью обеспечить бюджет, но все в итоге состоялось.   o 6xBfn_BswK0 - Сколько времени уходит на организацию игры? - Две недели в среднем. Зависит от того, кто народ на игру набирает. Если мы сами, то не меньше трех недель нужно, а лучше месяц. Надо съездить, познакомиться с молодежными комитетами, с активистами, посмотреть какая ситуация в этом районе, наладить отношения с местными «лидерами мнений». - Какие приемы повышения интереса к «Чистым играм» обычно используете? - Социальные сети и живое общение. Активисты помогают. И взаимодействие с властью необходимо. Например, с отделом образования района. Для того, чтобы в субботу школьники пошли на игру, их надо освободить от занятий. Так что основные направления – соцсети, презентация на месте и работа с госструктурами.   o WAsJNMd84qw - Кто-то каждый раз придумывает квесты, или все игры проходят примерно по одной и той же схеме? - В основе есть определенные правила, которые почти не меняются. Но мы постоянно пытаемся что-то усовершенствовать, добавить, придумать. Артефакты ввели недавно, так участникам стало с одной стороны интереснее, они могут торговаться и получать баллы, с другой появились недовольные тем, что за находки дают столько же очков, как за 5 мешков мусора. Мы пробуем аккуратно новые правила, смотрим на реакцию людей. Если удачно получается, изменения сохраняются. У нас нет людей, которые постоянно занимаются «Чистыми играми», это волонтерский проект, мы ближе к началу мероприятия собираемся и все обсуждаем. - Представьте команду «Чистых игр», кто, собственно, занимается этим проектом? - Мы начинали его с моим братом Владимиром, он отвечает за административно-хозяйственную часть. Организация «Бегущий город», их директор Игорь Голышев наши партнеры. Игорь нам с первой игры помогает. Им 15 лет, мы прислушиваемся к его советам. Другие активные волонтеры – это Андрей Гараймович, Екатерина Семенихина, Анна Миронова. Михаил Евстратов отвечает за фото, дизайн, видео-ролики. У проекта есть друзья, компании, которые постоянно помогают. Всех перечислить не получится, их очень много, говорю про тех, кого вспомнил с ходу   o KkBOPzT5CC0 - Какие проблемы приходится решать в процессе развития проекта? - Главные - это поиск финансирования и привлечение участников на игру. Их мы более- менее научились решать, хотя только следующий год покажет, насколько удачно нам удается с ними справляться. Меньше 100 человек на игру сейчас не приходит, в начале сентября в Куйвози думали, соберем ли сотню, получилось 150. Общая тенденция – люди о нас узнают, они участвовали в играх сами или слышали о них. Не все всегда остаются довольными, с этим ничего не поделать. Важно, что есть результаты в виде количества мешков. Цифры показывают: мешков с мусором на играх собирают значительно больше, чем на субботниках. - Проводили ли вы уже игры в других городах, за пределами Ленинградской области? - Пытались, пока нет позитивного опыта. Люди на расстоянии не понимают, что нужно делать. Хочется работать с теми, кто реально готов воплощать проект в жизнь. Мы решили для начала по Ленинградской области искать инициативные группы. В любом случае, наша команда не сможет еженедельно проводить игры, нужны и другие организаторы. В Ленобласти мы можем встретиться, поговорить. На расстоянии работать сложно.   o 0YNvf4XXHww - Какие планы по развитию игр в будущем?  - Надо заняться коммерческим направлением, корпоративными играми для компаний, тогда у нас будут средства для существования. Также мы продолжим находить инициативные группы, которые хотели бы проводить мероприятия по нашей методологии. Вероятно, это будет франшиза. Еще у нас есть идея провести чемпионат по сбору мусора среди компаний. Есть план организовать игры весною и осенью в каждом районе Москвы и Петербурга при спонсорской поддержке крупных компаний, таких, как Газпром, Лукойл. Хороший проект бы получился: им пиар, участникам игра, а еще для экологии польза. И тогда можно было бы без помощи властей обходиться. - Ваш проект – игра, хоть и с важной экологической миссией. Какие интересные случаи во время игр вы можете вспомнить? - Одну игру проводили на бульваре в Петербурге. Там в основном был мелкий мусор: бычки, обертки. Люди сами начали его сортировать, говорили организаторам: «Мы набрали мешок металлических крышек. Сколько он будет стоить в баллах?». Торговались за очки, в итоге началась какая-то ярмарка, все увлеченно назначали цены, спорили, было весело. В другой раз мы играли на островах. Там отдыхающие на пикнике ели шашлыки. Увидели нас, заинтересовались, чем мы занимаемся. Мы объяснили. Кто-то не обратил на нас внимания, кто-то похвалил и угостил шашлыком. А были те, кто спрашивал, есть ли у нас еще перчатки, хотел помочь нам, присоединялся, тоже принимал участие. Однажды мы во время игры плавали на лодках и вели судовые журналы, записывали случаи, которые происходили. Можно было в любой форме это делать. Потом мы даже вручили приз за самый креативный судовой журнал. Люди писали в стиле «Детей капитана Гранта»: «Нас выбросило на берег, такая-то широта, долгота. У местных аборигенов мы обнаружили немного чая, закуски, собрали мусор, заодно нашли сокровища. Загрузились на корабль, когда шторм утих, уплыли дальше…». Примерно такая литературная история получилась, почти роман.    
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
t.me/recyclemagru