Магазины без упаковки: какое будущее ждет zero waste бизнес в России
Recycle уже рассказывал о том, как в разных уголках нашей страны идет борьба за выживание zero waste магазинов. Даже в такое непростое время они не отказываются от своих принципов, несмотря на все сложности. Мы продолжили разговор поговорил с владельцами магазинов без упаковки из Калининграда, Саратова, Петрозаводска, Тюмени и Самары о том, как изменились условия их работы с введением режима самоизоляции, насколько сильно кризис ударил по бизнесу и есть ли будущее у zero waste инициатив после пандемии коронавируса.
Татьяна Анисимова, ZW Store, Калининград
Мы сократили рабочее время в нашем оффлайн магазине, чтобы больше развивать социальные сети и доставку. Давно хотели ее ввести, так что самоизоляция поспособствовала плотно заняться этим делом. Решили, что развозить заказы будем на экологичном транспорте — велосипеде и самокате. Считаем, что чистый воздух важнее, чем сэкономленное в поездках на автомобиле время.
К сожалению, в Калининграде не везде есть качественные велосипедные и тротуарные дорожки, поэтому в некоторые районы города доставлять заказы бывает трудно. Мы продолжаем помогать покупателям поддерживать безотходную жизнь даже сейчас.
Например, забираем сортированное вторсырье у наших клиентов, чтобы потом отвезти его в пункты приема. Что касается человеческого восприятия происходящего, то наблюдаем две обратные друг другу тенденции: одни люди только укрепили свое желание придерживаться философии zero waste, поскольку осознают колоссальное антропогенное воздействие на окружающую среду. Другие же наоборот стали еще более скептически относиться к неупакованным, а значит, по их мнению, нестерильным товарам.
Тут большую роль играет отсутствие надежной информации о вирусе, люди боятся и думают, что раз продукт в упаковке, то они не заразятся. Но мы стараемся изучать научные источники и передавать знания нашим покупателям. В недавнем исследовании, которое опубликовал Journal of Hospital Infection, сказано, что дольше всего вирус живет как раз на упаковке — металле, пластике или стекле. Риск заразиться через сами продукты питания минимален.
Также на покупательскую способность повлияла экономическая ситуация в стране - как ни крути, а денег у населения становится ощутимо меньше. Поэтому спрос на zero waste аксессуары и более дорогие продукты упал, люди отдают предпочтение товарам первой необходимости: сахару, муке, крупам, приправам. Я искренне верю, что тренд на осознанное потребление после пандемии не угаснет, а наоборот появится больше приверженцев этой идеологии. Мы же будем продолжать работать и придерживаться наших ценностей.
Анастасия Тимофеева, Pure Land, Саратов
Нам пришлось полностью заморозить работу магазина на период карантина. В апреле исполнилось 6 месяцев с момента нашего открытия и эти полгода были непростыми — тяжело быть первопроходцами в регионе. Только в феврале-марте наши дела пошли на лад, как грянул коронавирус.
Запросов на доставку было мало, мы получали до двух заказов в неделю, поэтому решили, что рентабельнее остановить деятельность совсем. Пришлось думать —либо продолжать работу в условиях карантина и нести большие финансовые потери, либо переждать это время и продолжить работу после отмены самоизоляции.
Мы выбрали второй вариант, хоть это решение и далось нам тяжело. Будущее у магазинов без упаковки есть, но вопрос в том, сколько из них останется на плаву после пандемии. Насколько я знаю несколько таких бизнесов уже закрылось. Надеюсь, что нам удастся выстоять благодаря заморозке.
Любовь Сорокина, Магазин без упаковки, Петрозаводск
Оба наших магазина функционируют как в оффлайне, так и на доставке. Две недели мы работали неполный день, но теперь вернулись к обычному графику. Доставка у нас была всегда, а в период самоизоляции количество онлайн заказов возросло на треть. К сожалению, оба сотрудника, работавших на сборе доставок, ушли на карантин, поэтому стало немного труднее, но мы справляемся. Выручка, конечно, сократилась, потому что «живых» покупателей, приходивших в магазины за продуктами, стало меньше на ⅔.
Никаких особых мер по борьбе с вирусом не принимаем, антисептиками пользовались и раньше - обрабатывали тару, приборы, постоянно мыли руки. Только стали чаще проветривать и протирать дверные ручки. Трудно сказать, что будет с магазинами без упаковки дальше.
Когда входишь в режим выживания тяжело думать о защите окружающей среды, ведь приходится выбирать между «ценой» и «ценностью». Я верю, что «наша» аудитория переживет этот кризис и продолжит придерживаться принципов осознанного потребления и после пандемии.
Кристина Шелемеха, Пакета нет, Тюмень
Мы немного сократили время работы, потому что клиентов в оффлайн магазине стало меньше. Доставка у нас была и до введения режима самоизоляции, но мы пересмотрели ее механику — снизили минимальную стоимость заказа, от которой осуществляется бесплатная отправка.
Сделали «зеленую» зону вокруг магазина — в те места, куда курьер может добраться пешком или на общественном транспорте, бесплатно доставляем заказы от 500 рублей. В другие районы города бесплатная отправка теперь производится от тысячи рублей, раньше была от двух. Людям это нововведение очень понравилось, и мы думаем оставить эти функции и после отмены карантина, потому что выгода от увеличившегося количества заказов перекрывает издержки на доставку.
Несмотря на то, что покупателей стало меньше, средний чек за счет доставок вырос — в основном клиенты стараются купить побольше продуктов сразу, чтобы не выходить лишний раз из дома. В статистике доставок я вижу больше новых имен и адресов, а это значит, что нашим магазином интересуются не только постоянные покупатели. Проблем с поставщиками нет, некоторые товары ситуативно заканчиваются из-за ажиотажного спроса, но это не значит, что макароны, гречку или антисептик перестали производить. Ничего не мешает сделать заказ у производителя, немного подождать и удовлетворить спрос людей, поэтому никакого продуктового кризиса нет.
Раньше я очень не спеша развивала направление доставки, а, оказывается, в сжатые сроки мы можем мобилизовать все силы, заново выстроить логистику, организовать работу продавцов — с этой точки зрения время для нас не такое уж и кризисное. Для тех, кто привык напряженно работать, этот период трудный, но не смертельный.
Все-таки мы — продуктовый, нас не закрывали в отличие от салонов красоты и ресторанов. Магазины без упаковки — это не какой-то отдельный вид магазинов, который поддается иному государственному регулированию. Они продолжат существовать, если будут прибыльными, а владельцы смогут справляться со взятыми на себя обязательствами. Наши покупатели, например, держат нас в тонусе - спрашивают о вещах, которые мы подзаморозили, о новых товарах и проектах, поэтому мы продолжим развиваться и креативить.
Андрей Жвакин, Zerowaster, Самара
В первую неделю самоизоляции магазин был закрыт, затем мы возобновили работу и в оффлайне, и на доставке. То, что сейчас происходит — тест-драйв будущего, со временем доставка товаров станет более востребованной, чем покупки в обычных магазинах. В этот период чувствуется сплоченность экосообщества, мы видим, как люди стремятся нас поддержать.
А что касается помощи бизнесу, обещанной «сверху», так ее, мягко говоря, недостаточно. Но, как и в любом кризисе, вырастут не те, кто меньше потерял, а кто быстрее сможет адаптироваться к новым условиям. Наше дело сейчас живет в основном за счет покупок постоянных клиентов, посещаемость магазина сильно уменьшилась. Пандемия никак не повлияла на спрос, у людей те же потребности, просто они сидят дома. Часто интересуются закончившимися шампунями, но у нас пока нет средств на новую закупку.
Конечно, будущее у магазинов без упаковки есть. Экологические проблемы намного более масштабны и серьезны, чем нынешняя ситуация с вирусом. Все больше людей готовы меняться и брать на себя ответственность за мир, в котором мы живем, и эту тенденцию уже не остановить. Может показаться, что отказ от упаковки отдельного человека — это совсем небольшой вклад в решение экологических проблем.
Но мы даже не представляем, как далеко может распространяться личный пример, поэтому важно поддерживать инициативу людей и возрастающий тренд на осознанное потребление. Небольшие магазины без упаковки быстрее реагируют на потребности аудитории и вполне могут конкурировать с неповоротливыми крупными сетями.