ESG: новый тренд или необходимость для России
Все больше компаний заявляют о своей социальной ответственности, хотя еще буквально год назад шло активное экспертное обсуждение того, есть ли будущее у повестки устойчивого развития в России. Однако, несмотря на экономическую трансформацию, значимость ESG-принципов все сильнее отмечается как среди среди бизнеса, так и на уровне государства. Recycle разбирался, что сегодня представляет собой повестка устойчивого развития в России и чем она полезна компаниям и обществу.
Кому и зачем нужна ESG-повестка?
Устойчивое развитие является уже не просто трендом, а необходимой составляющей любого бизнеса. Многие крупные компании не первый год строят свою работу с учетом трех направлений ESG (Environmental, Social, Governance), в том числе внедряя стратегии устойчивого развития с конкретными обязательствами и ключевыми показателями эффективности. Так, глобальный офис Юнилевер принял план устойчивого развития еще в 2010 году, а в 2021 ему на смену пришла новая стратегия «Компас» — она также легла в основу работы российского подразделения «Юнилевер Русь». Торговая компания X5 Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик») развивает свой бизнес в соответствии с ESG-стратегией с декабря 2019 года, а в МТС подобный документ был разработан в 2017 году. И подобных примеров на российском рынке уже немало.
Реализация ESG-принципов может проявляться в различных инициативах бизнеса, например, в развитии инклюзивной среды как внутри компании, так и в обществе в целом. Так, одним из проектов экосистемы «Сбера» стал электронный курс об инклюзивной культуре, который позволяет разобраться в вопросах взаимодействия с людьми с инвалидностью. Курс может быть полезен как обычным потребителям, так и представителям бизнеса, которые стремятся понять принципы создания инклюзивной среды и сформировать благоприятную атмосферу в команде.
«Одно из направлений деятельности в рамках ESG-повестки — это создание брендов со смыслом, которые помимо выполнения бизнес-показателей занимаются решением социальных и экологических проблем. Например, в «Юнилевер Русь» бренд Dove помогает женщинам формировать позитивное отношение к собственной внешности и повышать самооценку, а бренд Domestos занимается улучшением санитарно-гигиенических условий в школах», — прокомментировала Recycle руководитель проектов по устойчивому развитию «Юнилевер Русь» Анастасия Новак.
В современных реалиях следование ESG-повестке становится необходимым условием для успешного развития и конкурентоспособности компаний любого уровня. Поэтому следом за крупным бизнесом к теме устойчивого развития приходят малые и средние предприятия (МСП). Согласно исследованию Лиги зеленых брендов, IFORS Research и «Опоры России», российские МСП постепенно интегрируются в ESG-повестку: почти половина заявляют о готовности нести дополнительные финансовые траты, а треть имеет опыт вхождения в базу ответственных поставщиков крупного бизнеса.
Устойчивое развитие в период турбулентности
Тем не менее, в России до сих пор можно встретить мнение, что устойчивое развитие — это «бантик» для руководства, на который не стоит тратить средства в момент экономических перемен. Однако внедрение ESG-принципов в бизнес-процессы может принести непосредственную выгоду для компаний — сохранить гибкость в период неопределенности, повысить лояльность потребителей, усовершенствовать производственные процессы.
По результатам опроса PwC, 75% инвесторов считают, что нельзя ставить на паузу ESG-проекты даже в условиях кризиса и сокращения прибыли в краткосрочной перспективе.
«Такая позиция инвесторов подтверждается различными данными и исследованиями. Например, согласно внутренним оценкам «Юнилевер Русь», бренды с социально-значимой миссией растут на 69% быстрее, чем бренды, не обладающие таковой. Другими словами, они обладают большей устойчивостью», — отмечает Анастасия Новак.
Важность ESG-повестки в период неопределенности подчеркивается не только на уровне бизнеса, но и на уровне государства. Так, в прошлом году в России был основан Национальный ESG-альянс, задача которого — содействовать сохранению и развитию повестки устойчивого развития в России. Организация взяла на себя роль посредника между бизнесом и государством в вопросах нормативно-правового регулирования. В перспективе Национальный ESG-альянс планирует масштабировать повестку, включив в нее МСП и общество в целом.
ESG-повестки в России
При этом в России, как, впрочем, и в любой стране, тема устойчивого развития имеет свои особенности. Например, на уровне бизнеса хорошо развита тема женского лидерства, активно формируется инфраструктура и повышается уровень знаний о сортировке отходов у населения, уделяется большое внимание инклюзивным проектам.
В то же время есть ряд тем, по которым пока только ведутся обсуждения. Среди них, в частности, переквалификация или стажировка людей старшего возраста, а также подсчет выбросов парниковых газов, который требует выработки единых подходов и решений.
Стоит также отметить, что российский бизнес при развитии ESG-повестки помимо целей устойчивого развития, установленных ООН, сегодня фокусируется на национальных целях, ориентируется на восточных партнеров. Кроме того, на фоне глобальных событий компании стали чаще реализовывать инициативы по поддержке своих сотрудников и потребителей.
Как россияне относятся к ответственному бизнесу
Для большинства населения страны термины «ESG» и «устойчивое развитие» пока остаются малоизвестным. Только 8% россиян знают, что это такое, и могут объяснить значение хотя бы одно из понятий. Вероятнее всего, это связано с непониманием и неоднозначной трактовкой иностранных терминов. Однако этот факт никак не мешает осознанию значимости социальной ответственности бизнеса. В совместном исследовании E+ Change и Better, практически все опрошенные россияне отметили, что обеспокоены социальными и экологическими проблемами.
«Согласно внутренним исследованиям «Юнилевер Русь» и ряду других опросов, жители нашей страны возлагают решение этих проблем прежде всего на государство и бизнес. В частности, они ожидают активности в вопросах сокращения выбросов парниковых газов, развития инфраструктуры по раздельному сбору отходов, сокращения использования невозобновляемых ресурсов, поддержки социально-незащищенных групп населения, развития инклюзии и многих других», — поясняет Анастасия Новак.
Результаты опросов лишний раз подтверждают, что общество все сильнее осознает важность ESG-повестки для будущего планеты и социального благополучия. В связи с этим устойчивое развитие будет играть все более важную роль во всех отраслях экономики. При этом, как прогнозируют эксперты, востребованными останутся все три направления ESG: забота об окружающей среде, социальная ответственность перед обществом и сотрудниками, а также корпоративное управление.