Как устроен бизнес по заготовке и переработке пластика в Подмосковье
Евгений Боголюбов организовал переработку не только типичных, но и менее рентабельных видов пластика в Подмосковье - например, пенопласта, зубных щеток, сломанных игрушек и других. Евгений рассказал Recycle о том, как заготавливать пластик, что делать с гранулятом, как научиться различать разные виды пластика и что будет, если смешать полистирол с полипропиленом, а также о детях, планах, волонтерах и многом другом.
Как появился проект
— Мы работаем с апреля 2015 года. Изначально предприятие назвали «Пластресурс-Долгопрудный» по образцу условно материнской компании «Пластресурс73», находящейся в Ульяновске.
Это своего рода франшиза. Ребята, которые начали дело лет пять назад, решили поделиться своим опытом и заработать на этом денег. Франшиза предполагала обучение, гарантированный рынок сбыта, что очень важно для начала бизнеса. Я стал первым франчайзи на территории Московской области.
Раньше я занимался коммерческой недвижимостью, а во время вынужденного поиска работы стал активно изучать тему переработки промышленных отходов, с чего и началась фирма «Пластресурс».
В Подмосковье несколько похожих по сути и названию фирм. В 2015 году все, кто пошел по этому пути, приезжали к нам, смотрели, как работает оборудование, люди, откуда что берется. Все, кто работает в этом бизнесе в Подмосковье, друг друга знают.
Подобные компании есть в Калуге, Брянске, мы поддерживаем контакт. Когда у меня появился соучредитель, обновили и название, сейчас это «Торговый дом «Пластресурс».
В 2018 году мы решили расширить сферу деятельности, стали участвовать в семинарах с экологическими организациями («ЭКА», «Собиратор» и др.), посвященных теме раздельного сбора отходов у населения, теперь работаем с вторсырьем от домохозяйств.
О команде
В самом начале кроме меня было еще двое сотрудников. Я выполнял роль грузчика, сортировщика, обработчика, переработчика, работника на оборудовании, инженера по оборудованию, который все ремонтирует, службы доставки, отгрузки, закупки, продажи. С тех пор, конечно, количество работников увеличилось — в среднем это 15 человек.
Мы открыли два обособленных подразделения компании, т.е. вынесли часть оборудования и людей к нашим заказчикам — поставщикам сырья, у которых большие объемы отходов.
Мы посчитали, что выгоднее разместить на их территории часть сотрудников и оборудования, и возить на основное производство уже рассортированное сырье.
Недавно арендовали отдельное помещение (дополнительные 300 кв.м.), где будем работать именно с раздельным сбором отходов домохозяйств.
В итоге подлежащие переработке отходы мы забираем с предприятий, акций активистов, из домохозяйств (в основном, коттеджных поселков), детских садов и школ. В планах есть около десятка коттеджных поселков, которые готовы участвовать в программе раздельного сбора.
О процессе производства
С предприятий мы вывозим отходы, заключая договор от одного квартала до года. Вторсырье от домохозяйств к нам попадает либо с волонтерских акций, либо, например, в результате сотрудничества с коттеджными поселками круглогодичного проживания.
Там люди более продвинутые в плане раздельного сбора: считают свою выгоду (меньше платят за вывоз смешанных отходов) и все же заботятся об окружающей среде. Активистки из одного такого поселка организовали у себя систему раздельного сбора и приезжали к нам на экскурсию с детьми.
Сам техпроцесс выглядит следующим образом: сбор отходов, транспортировка от места сбора к производству, сортировка пластика по видам, очистка, предварительная обработка (это может быть дробление, прессование, чтобы увеличить вес кип для последующей транспортировки).
Что-то сохраняется в неизменном виде: например, большие слитки или куски труб, т.к. у нас пока нет больших шредеров.
Отсортированное, [предварительно] переработанное сырье — это та продукция, которую мы продаем тем, кто из нашего сырья делает гранулу и изделия из гранул.
Если это пленка - то тем, кто катает стретч-пленку, дробленый полипропилен — тем, кто делает полипропиленовую гранулу. Конечных изделий бесконечное множество. То есть наша продукция для дальнейших производителей является сырьем.
Они, конечно, могут работать с первичной гранулой, но она стоит дороже. Поэтому многие производства используют еще и вторичную. Сейчас даже на пакетах из супермаркета зачастую можно прочитать, на сколько процентов они состоят из переработанного сырья.
Сами заводы, которые производят конечную продукцию, не занимаются заготовкой вторсырья.
Первичную гранулу они покупают с химических заводов, а вторсырье у таких компаний, как наша. Так сложилось на рынке, что есть условные заготовители, как мы, и переработчики. Каждый занимается своим делом.
О тонкостях переработки
Несмотря на то, что мы собираем чистые отходы (это наше условие), все равно приходится их дополнительно очищать. Например, на упаковочной пленке со складов обычно присутствует скотч, стикеры. Если они попадут в гранулятор, пленка сгорит. Поэтому важно удалять все, что не имеет отношение к перерабатываемому виду пластика.
Смесь пластиков — это редко бывает хорошо. Нужно этого избегать и чтобы не испортить партию вторсырья при переработке, и для безопасности работников.
Например, если нет маркировки, на первый взгляд бывает непросто отличить полипропилен от полистирола. Поэтому иногда приходится поджигать образцы. От полипропилена — дым белый, запах нерезкий, а от полистирола — черная копоть и очень резкий запах стирола.
Если эти два вида пластика смешаются при переработке, оператор гранулятора может отравиться и на производстве воцарится неприятный запах. Наших сортировщиков мы инструктируем, что, если не уверены, что за пластик, отложите в сторону — потом вместе разберемся.
К тому же сейчас на рынке достаточно много фальсификата. Еще бывает, что разные производители упаковывают аналогичные продукты (например, кисломолочные) в разные материалы.
Хотя полипропилен считается более безопасным пластиком для пищевых продуктов, они встречаются и в полистироле. В одноразовой посуде из полистирола не стоит разогревать еду или наливать в нее горячий чай.
О сортировке
Наша компания собирает и привозит весь пластик, у нас работают сортировщики. Хотя с акций экологических движений приходит уже отсортированное ими вторсырье, мы все равно еще раз сами проверяем и досортировываем.
Бывает, путают опять же полипропилен [маркировка ПП/PP/«5» в треугольнике] с полистиролом [маркировка ПС/PS/«6» в треугольнике], а это совсем разные пластики по свойствам.
Если полистирол попадет в полипропилен при переработке, это загубит всю партию, т.к. у них разный химический состав и температура плавления.
Такая же досортировка нужна и с отходами домохозяйств: убираем этикетки, крышки (их тоже можно переработать, но уже с другим видом пластика), иногда бывают пищевые остатки, хотя мы с этим боремся.
Мы не требуем, чтобы обычные люди или волонтеры на акциях сами снимали этикетки — у нас на производстве есть скоростные мойки, которые легко с этим справляются, но отсутствие пищевых отходов — это важно. Еще важнее приучить людей отдельно собирать пластик, а не выкидывать его в общий мусор.
О планах
В наступившем году планируем открыть линию для сортировки и переработки отходов домохозяйств. Сейчас она происходит у нас вместе с промышленными отходами. Так как мощности ограничены, приходится ставить в очередь менее приоритетные виды отходов, и они занимают место.
Планируем купить гранулятор. Это довольно большое вложение, так что его нужно будет бесперебойно обеспечивать сырьем. Производительность среднего гранулятора - 500 кг/час, умножаем на 24 часа… Он должен работать 24/7, потому что в нем происходит разогрев пластика — это как большущий утюг, очень энергоемкий, как домна — разогревают и не тушат.
12 тонн очищенного и подготовленного сырья в день всегда должно стоять наготове. Если этого нет, то нет и смысла включать гранулятор. Запас должен быть хотя бы на неделю. Поэтому у всех, кто гранулирует, большие запасы сырья. Мы уже можем себе это позволить, есть нужное количество.
Еще в планах есть оптимизация транспортных расходов. Было бы хорошо купить мусоровоз — небольшой, восьми-девятикубовый с вакуумным прессом. За один раз он сможет объехать с десяток коттеджных поселков, охватить больше клиентов.
Пока у нас ездит «Газель», в которую помещается 7-8 бигбегов. Это очень большие транспортные расходы, возим воздух. За раз 100-200 кг. А надо бы за раз привозить 2 тонны.
Об экопросвещении и личном примере
Когда я начал заниматься переработкой, к этому подключилась моя семья, и постепенно даже дальние родственники и соседи. Сейчас, когда я утром выхожу на парковку, у меня рядом с машиной стоят несколько мешков с пластиком — соседи знают, приносят.
Пытаюсь договориться об установке контейнера, чтобы это выглядело культурно. Надо начинать с себя и ближнего окружения. В семье у меня уже различают виды пластика, снимают этикетки и крышки.
Но, если мы говорим о большом коттеджном поселке, то хорошо бы людей приучить в принципе отделять пластик. По опыту могу сказать, что многие сначала собирают ПЭТ-бутылки из-под напитков — их много и легко отделить.
Совместно с активистами мы провели в Долгопрудном акцию «Поиграл, сломал, в утиль». В садиках я рассказал детям о переработке. Как вы думаете, что им больше всего понравилось? Прыгать на ПЭТ-бутылках.
С детьми очень приятно работать, и это как раз то поле, куда мы должны сеять вот эти семена, которые дадут нужные всходы. Дети начинают учить своих родителей. Во время акции у нас в каждом садике стояли биг-бэги, дети шли с родителями, несли пластик — не на помойку, а на переработку.
По мере наполнения мы забирали емкости и ставили следующие. Некоторые директора садиков ограничились одноразовой акцией, а кто-то до сих пор собирает и мы с ними работаем. Все зависит от людей. Кто-то проникся. Кто-то провел для галочки одну акцию. И в школах мы такие акции проводим. Начинать надо с молодого поколения.