Как привлекают финансирование авторы экопроектов в России
Российские экоактивисты больше всего полагаются на гранты, а меньше всего знакомы с форматом краудфандинга.
Об этом говорят результаты опроса, который провела краудфандинговая платформа «Зов природы» Движения ЭКА среди 154 руководителей экологических сообществ и проектов из разных регионов России. Целью было узнать, какие способы привлечения средств они используют, а какие упускают, и что мешает фандрайзингу в экосфере.
Среди опрошенных оказалось 76,6% женщин и 23,4% мужчин. При этом 62,4% заполнивших анкету руководителей экопроектов – молодые люди 18–35 лет.
Чаще всего руководители экологических сообществ используют параллельно несколько способов привлечения средств. 53,2% привлекают средства на реализацию своих проектов, участвуя в грантовых конкурсах. На втором месте – привлечение спонсоров: с ними работают 42,9%. Собирать пожертвования пробовали 31,2% руководителей экопроектов. При этом 16,8% вообще не надеются на привлечение средств извне и тратят на экологические инициативы свои собственные деньги.
Самым редким способом привлечения средств оказался сбор с помощью краудфандинговых платформ – его пробовали только 13%. В России существует одна краудфандинговая площадка, которая предназначена именно для экологических проектов – «Зов природы». Но активисты либо не знакомы с подобными платформами (25,3%), либо не знают, как продвигать сбор на краудфандинге (52,6%), либо не верят, что с помощью краудфандинга можно собрать нужную сумму (9,1%).
Сколько денег тратят российские активисты на свои проекты? Большинству для реализации экоинициативы требуется от 50 до 100 тысяч рублей. Среди подобных идей, например, организация акций по сбору крышечек, сбор средств для покупки оборудования команде добровольных лесных пожарных, закупка детских книг на экологические темы для библиотек.
31,2% проектов требуют от 100 до 500 тысяч рублей. Примеры таких инициатив – субботники с раздельным сбором вторсырья на озере Байкал, акции по выпуску мальков в Волгу, организация городских праздников с экопросветительской составляющей, посадки леса, городские акции по сбору вторсырья.
Лишь 16,9% экоинициатив требуют больше 500 тысяч рублей. Это, например, организация мастерской по переработке пластика, создание экомузея, совмещенного с пунктом сбора вторсырья, строительство экотроп.
Что мешает российским экопроектам успешно фандрайзить? Самая частая причина, по рассказам опрошенных, – нехватка специалистов в команде или внешних поддерживающих экспертов.
Вот что говорят сами экоактивисты:
Елизавета Балдина, руководитель экопункта «Зеленый» гараж» в Железногорске:
«Сложность в постоянном напоминании о пожертвованиях – я это не очень люблю. Мне проще написать заявку на грант и обеспечить проект на какое-то время. Чтобы успешно собирать пожертвования, нужно иметь человека, который будет этим направлением руководить».
Дарья Карманова, руководитель движения «ЭкоМост» в Ростове-на-Дону:
«Сложность участия в грантовых конкурсах для нас в том, что нужно очень обстоятельно готовить документацию. А от физлиц сложно получать пожертвования, потому что для этого нужно выстраивать коммуникационную стратегию с аудиторией и создавать удобную систему донатов. Для этого нужны люди, в том числе IT-специалисты, в команде их пока нет».
Леонид Шатилов, студент Волгоградского технического университета, автор собственного проекта настольной экопросветительской игры
«Ниша грантовых конкурсов уже заполнена специалистами, которые живут этим. Когда ты в этой сфере начинающий и мало что понимаешь по сравнению с ними, не хватает поддержки знающих людей, и очень трудно заставить себя сделать первый шаг».
Еще одна сложность для многих опрошенных состоит в том, чтобы доказать аудитории значимость экологической деятельности.
Дарья Яковлева, руководитель красноярского экосообщества «Дальше»:
«Чаще всего люди не понимают важности крупных экологических акций для города. Не хватает человека, который бы на уровне города или региона отстаивал значимость экопроектов».
На финансовую жизнеспособность проектов влияют, по словам активистов, и особенности рынка вторсырья.
Анастасия Баталина, руководитель эколого-просветительского проекта «Разделяйка Миасс»:
«В конце 2022 году мы открыли экоцентр. Если до этого проект состоял из экоуроков для школьников и уличных акций по сбору вторсырья (расходы – аренда склада для временного хранения, мешки, газели), то с появлением экоцентра подорожала аренда, а из-за экономической ситуации в то же время упало в стоимости вторсырье. Рынок очень нестабильный, порой больше всего площади занимают «неликвидные» отходы. Так, например, в 2023 году у нас был завал макулатуры. Ее не хотели вывозить ни бесплатно, ни за 1–2 рубля за килограмм. При этом, как только у нас появляется завал, мы не можем проводить активности, благодаря которым держимся на плаву».
Руниза Ризванова, директор платформы «Зов природы» Движения ЭКА:
«Мы знаем, как сложно начать, поддерживать и развивать проект в экологической сфере. Тем не менее, мы видим успешные кейсы. Например, у 7,8% тех активистов, кто пробовал пользоваться краудфандингом, есть удачный опыт. В целом в России краудфандинг популярен, но в сфере экологических проектов он пока еще не так распространен. Мы считаем, что активистам не стоит бояться этого инструмента, и хотим создать возможности использовать краудплатформы для проверки идей, привлечения новой аудитории».