Сбор и переработка шин: производители против новых изменений в законодательстве
Ведущие производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против нововведений в закон «Об отходах производства и потребления», предлагаемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Компаниям хотят запретить самостоятельную утилизацию отходов, несмотря на всю созданную ими инфраструктуру по переработке, и обязать платить налог в государственный бюджет.
Некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз» была основана в 2017 году для создания эффективной системы обращения с шинными отходами в рамках РОП - расширенной ответственности производителя. Сейчас в ассоциацию входят шесть компаний - мировых лидеров по производству шин: Nokian Tyres, Bridgestone, Michelin, Hankook, Continental и Yokohama.
Что такое РОП
Расширенная ответственность производителя (РОП) - это механизм регулирования деятельности производителей и импортеров, согласно которому изготавливаемая/ поставляемая ими продукция в конце ее жизненного цикла должна быть утилизирована.
Цель РОП - сократить количество отходов, попадающих на свалки, и обеспечить максимальную вторичную переработку.
Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», реализация РОП может проходить по двум условным направлениям: самостоятельно или с помощью государства.
Для самостоятельной реализации РОП бизнесу можно:
- использовать мощности собственных производств;
- заключить договор с компанией-переработчиком напрямую;
- заключить договор с переработчиком через отраслевую ассоциацию.
Если производитель или импортер отказывается сам обеспечивать РОП, то ему нужно заплатить в государственный бюджет экологический сбор, который рассчитывается по нормативам утилизации конкретных видов товаров.
Законодательно принцип РОП в России введен с 1 января 2015 года. При его разработке за основу был взят опыт европейских стран, где самостоятельное исполнение РОП - основная практика для построения качественной системы утилизации отходов.
Новая концепция Минприроды
В начале октября 2019 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложило усовершенствовать к началу 2020 года существующий институт РОП.
Основные аспекты этой реформы:
• ввести 5-летний мораторий на самостоятельное исполнение РОП (кроме собственных мощностей), обязав бизнес платить экологический сбор;
• создать Фонд для сбора налога с бизнеса;
• передать функции администрирования по учету экосбора в федеральную налоговую службу;
• назначить распорядителем средств Фонда госкомпанию «Российский экологический оператор».
Необходимость внесения этих поправок в закон со стороны Минприроды объясняется тем, что 90% производителей и импортеров не исполняют обязательства в рамках расширенной ответственности и подделывают справки об утилизации своей продукции без ее реальной переработки.
«ЭкоШинСоюз» против реформирования
На конференции в пресс-центре «Россия Сегодня» 20 ноября 2019 года представители всех компаний, входящих в ассоциацию, высказали свое резко негативное отношение к планируемым изменениям.
По словам Сергея Подойникова - исполнительного директора «ЭкоШинСоюза», 95% шинного рынка исполняет расширенную ответственность либо через ассоциацию, либо самостоятельно через прямые договоры с заводами-переработчиками.
Менее чем за три года работы ассоциация «ЭкоШинСоюз» смогла утилизировать 136 тысяч тонн отработанных шин в 16 регионах страны и вложила в отрасль переработки около 500 млн рублей. В программу сбора вовлечено 19 заводов-переработчиков, более 950 шиномонтажных центров, установлено более 350 контейнеров для приема подобных отходов у населения, запущены пилотные акции с розничными шинными сетями по сбору шин.
Также Союз активно участвует в общественных инициативах, помогает волонтерским и региональным движениям организовывать специальные акции для борьбы с несанкционированными свалками. Благодаря таким мероприятиям уже удалось собрать 8400 тонн шин и очистить 28 гектаров земли от мусора.
Последствия принятия новой концепции
По мнению «ЭкоШинСоюза», реформа приведет к:
1. Деградации системы сбора и утилизации, в частности шинных отходов.
Все успешно действующие программы по сбору и утилизации шин перестанут работать. А одномоментное введение 100%-го норматива не приведет к 100%-й утилизации. Сейчас в нормативах для бизнеса стоит конкретная задача по утилизации определенного количества отходов. Шинный бизнес с ней справляется, с каждым годом наращивая мощность и объемы переработки.
2. Росту цен. Если на шины цена вырастет примерно на 4%, что может показаться незначительным, то для других групп товаров, по оценкам экспертов, показатель роста составит 13-20%. Это значит, что подорожают не только шины, но и другие товары, ведь РОП охватывает 54 группы продукции: от упаковки и одежды до шин и электроники.
3. Невозможности дальнейшего сотрудничества государственных органов и бизнеса, т.к. производители вообще не будут вовлечены в процесс обращения с отходами.
4. Монополизации рынка утилизации, в частности изношенных шин. Отказ от рыночной модели развития приводит к отсутствию конкуренции на рынке утилизации. А это ведет к отсутствию мотивации на поиск инновационных решений и способов утилизации, поскольку компании-монополисту не нужно что-то оптимизировать.
5. Отсутствию индивидуального подхода переработки к различным категориям отходов.
Зачем разрушать то, что работает
Генеральный директор Continental Kaluga и председатель правления «ЭкоШинСоюза» Георгий Ротов так прокомментировал этот вопрос: «По моему мнению, эту реформу хотят провести по двум причинам: во-первых, Минприроды и другие контролирующие ведомства не смогли организовать должного контроля за запретом захоронения покрышек, который ввели в 2018 году. Во-вторых, реформа обращения с ТКО в России со стороны населения была воспринята неоднозначно. Люди не понимают, за что они платят, видят недостаточную организацию в области обращения с коммунальными отходами, начинают меньше доверять системе в силу медленного развития всей этой мусорной реформы. Поэтому власти сейчас хотят пойти по легкому пути и уменьшить социальное напряжение за счет бизнеса: ввести на производителей дополнительный налог и использовать эти средства для компенсации расходов на утилизацию ТКО».
Текущее законодательство тем не менее позволило добиться впечатляющих результатов «ЭкоШинСоюзу» менее чем за 3 года. Существующее положение вещей позволяет бизнесу направлять средства на реальную утилизацию, контролируя расходование средств таким образом, чтобы деньги шли на ежегодное увеличение объемов сбора и утилизации отходов. При этом нагрузка на потребителей - минимальна.
На конференцию приглашали в том числе и представителей Минприроды, Минпромторга и Минэкономразвития, чтобы дискуссия о законодательстве не была односторонней, однако предложения были отклонены.
А пока в Министерствах решают какие концепции еще добавить для усовершенствования системы РОП, «ЭкоШинСоюз» предложил несколько своих вариантов улучшения существующего закона:
1. Усилить контроль Росприроднадзора за фактическим осуществлением утилизации переработчиками;
2. Перевести отчетность в работающий электронный формат. Создать возможность сквозных проверок и мониторинга пути изношенных шин от образователя отходов до утилизатора со всеми промежуточными итерациями;
3. Внести изменения в лицензионные требования для возможности отзыва лицензии при обнаружении фальсификации актов утилизации со стороны предприятий-переработчиков;
4. Охватить всех ответственных в рамках регулирования РОП.
Переработка шин
Также представители компаний рассказали о развитии рынка продукта вторичной переработки шин.
Сейчас в 95% случаев из шин делают резиновую крошку. Для того, чтобы не вызвать в скором времени переизбыток материала на рынке, «ЭкоШинСоюз» активно прорабатывает вопрос дооснащения предприятий-утилизаторов дополнительным оборудованием для развития альтернативных технологий переработки и производства новых продуктов: регенератов, модификаторов для дорожных покрытий, термоэластопластов и др.
Гендиректор компании Michelin в Восточно-Европейском регионе Дмитрий Молоканов объяснил: «Шины изначально создаются для того, чтобы не быть разрушенными. Это сложный продукт и для его утилизации нужны специальные технологии. Благодаря ассоциации мы можем объединить усилия в области РОП, совместно искать новые технологические решения и прийти к цели даже быстрее, чем это было сделано в Европе - к своему показателю 80-90% переработки они шли в течение 12-15 лет. Но если процесс утилизации будет монополизирован, то вряд ли вторичная переработка будет развиваться как направление».