Расширенная ответственность производителя: Павел Рудась о роли ассоциаций в реализации экоответственности бизнеса
Исполнительный директор Ассоциации «РусПРО» Павел Рудась рассказал на форуме «Чистая страна» о роли ассоциаций в реализации экологической ответственности бизнеса.
По словам спикера, цель расширенной ответственности производителя (РОП) – решить актуальную для нашей страны «мусорную» проблему. По статистике, ежегодно в России образуется 70 млн тонн отходов, из которых лишь 5% перерабатываются. Решить эту проблему может РОП. Эта система существует в Европе уже более 25 лет. За это время удалось организовать инфраструктуру раздельного сбора отходов для более чем 400 млн человек, а также достичь уровня переработки отходов упаковки в 67%.
Как говорит Павел Рудась, ключевым фактором успеха РОП в Европе стали ассоциации бизнеса. Они помогли увеличить прозрачность рынка. Так государству стало проще аккредитовать, контролировать и собирать отчетность с нескольких ассоциаций, нежели с множества отдельных компаний.
Также ассоциации помогают компаниям координировать действия и эффективно расходовать ресурсы: компании не тратят время на согласования и не дублируют действия друг друга, а работают слаженно и сообща. Кроме того, в рамках ассоциации производители товаров точно знают, на что пошли их деньги, могут оперативно контролировать и перенаправлять свои инвестиции.
В России ассоциации экологической ответственности бизнеса уже существуют и активно участвуют в организации раздельного сбора и переработки отходов. В частности, ассоциация «РусПРО» объединяет крупнейшие компании потребительского рынка России. В 2020 году «РусПРО» увеличила объем утилизации в 2,5 раза с 45 до 112 тысяч тонн, а финансирование проектов составило более 230 млн рублей.
Проект «ЭкоОтвет»
В 2021 году ассоциация запустила проект «ЭкоОтвет». Он призван объединить работу «РусПРО» и его членов на всей территории РФ и стать моделью для организации отрасли обращения с отходами в дальнейшем.
«Цель проекта ЭкоОтвет – конвертировать усилия экологически ответственного бизнеса по утилизации отходов упаковки в возможности для десятков тысяч человек разделять отходы и обеспечивать их переработку, избегая попадания упаковки на свалки», - сообщают его организаторы.
В рамках первого этапа проекта «РусПРО» установит в регионах страны 2400 контейнеров для раздельного сбора отходов. С их помощью планируется собрать более 5000 тонн вторсырья, которое переработают в упаковку и другие товары повседневного спроса. Цель – добиться извлечения более 200 тысяч тонн вторсырья из отходов к 2025 году.
«РусПРО» совместно с партнерами по проекту создаст современную и эффективную инфраструктуру по раздельному сбору, сортировке и переработке основных типов упаковки: стекла, металла, пластика, бумаги и ламинированного картона.
Вдохновителями и инициаторами нового проекта стали крупнейшие производители потребительских боендов: PepsiCo, Coca-Cola, Tetra Pak, Unilever, Nestlé.
При этом до 2019 года компании самостоятельно реализовывали расширенную ответственность производителей (РОП) – в рамках собственных корпоративных проектов обеспечивали утилизацию отходов упаковки выпущенных на рынок товаров. В 2019 году общими усилиями была создана Ассоциация РусПРО.
Ожидается, что к 2030 году проект ЭкоОтвет позволит утилизировать в России
более 500 тыс. тонн отходов упаковки ежегодно и использовать полученное вторсырьё для производства экологичной упаковки.
«Чтобы нарастить показатели утилизации, ассоциациям экологической ответственности бизнеса жизненно необходимо четкое и стабильное государственное регулирование, - подчеркнул Павел Рудась. - В частности, принятие нормативно-правового акта, который установит правила создания, аккредитации, контроля и отчетности таких ассоциаций. Это позволит бизнесу самоорганизоваться по четким правилам, а государству – поступательно повышать нормативы утилизации и эффективно контролировать сферу обращения с отходами».