Зеленая корпорация: 10 экологических инициатив компании Mars
зеленая корпорация

Зеленая корпорация: 10 экологических инициатив компании Mars

Американская компания Mars была основана в 1911 году и за более чем 100-летнюю историю выросла в гигантскую корпорацию: 394 завода работают в 74 странах мира, включая Россию. Свою деятельность компания подразделяет на 6 основных направлений: Chocolate, Petсare, Food, Wrigley, Drinks и Symbioscience. Понимая масштабы своего влияния, еще в 2007 году компания Mars приняла программу развития своего бизнеса «Устойчивое развитие через поколение». Recycle разобрался, в чем она заключается, посетив «Зеленую Неделю» на фабрике сегмента Petсare в с. Лужники, Ступинского района Московской области.

Сокращение отходов

Одно из основных  направлений этой программы – сокращение объемов образования отходов и их вовлечение во вторичное использование. Так, за последние три года внедрения программы на подмосковной фабрике по производству продуктов питания для домашних питомцев удалось сократить общий объем образования отходов на 36%. Более того, в этом году завод полностью прекратил вывоз отходов на полигоны. И это не единственная российская фабрика компании, досрочно выполнившая корпоративную цель – ноль отходов на полигон к 2015 году.

Альтернативная энергетика

Компания Mars поставила перед собой цели в области устойчивого развития бизнеса. Одна из них – перейти к 2040 году на 100% «зеленую» энергию (из возобновимых источников). Используя  географические особенности расположения, Mars привлекает альтернативные источники энергии для работы своих заводов. Например, в США и Европе наиболее эффективной признана энергия ветра, в Бразилии – гидроэлектростанции, в Австралии – солнечные батареи (их вклад в работу объектов  компании вырос за последние 6 лет практически в 4 раза).

Таким образом,  С 2007 по 2013 гг. использование ископаемого топлива для энергоснабжения фабрик Petсare сегмента уже сократилось на 8,9%, а объем выброса парниковых газов на  9,3%. Дмитровский завод Royal Canin внедрил систему обогрева пола за счет геотермальной энергии, а в Новосибирске и Лужниках используют зимний холод для охлаждения склада (правда, только в тех случаях, когда температура за окошком снижается до минус 20-ти  и более градусов).

Ресурсоэффективность

Среди заводов Mars есть программы обмена наилучшими идеями («Do it BEST», «Make the difference»), где  каждый  сотрудник компании имеет возможность реализовать свои идеи  в том числе и как сэкономить больше воды, электричества и образовать меньше отходов. Минимальные цели всех заводов в мире – каждый год снижать потребление воды и энергоресурсов на 3% независимо от объемов производства. И при этом вовлекать все больше отходов во вторичную переработку.

За время действия программы сегменту Petсare удалось сократить расход воды более чем на 17%. Свой вклад внесли в это и проекты, реализованные инженерами фабрики в Лужниках: многоразовое использование воды в автоклавах; вторичное использование очищенных ливневых вод  для полива газонов.  

Сбор вторсырья

Компания Mars уделяет пристальное внимание направлению переработки отходов:  начиная от пластиковых стаканчиков и бутылок в столовых для сотрудников и заканчивая отбракованным полуфабрикатом в производстве. Буквально год назад на фабрике в Лужниках было сконструировано уникальное оборудование по отжиму сбрасываемого фильтром спрея и возврата в производство бульона, а лишь обезвоженные непроваренные кусочки теперь отбраковываются в отход. Но и они, как и  другие мясные и пищевые отходы, передаются для дальнейшей переработки.

 При этом эксперты компании регулярно лично проверяют соблюдение технологии  переработки отходов, выезжая с аудитами на производственные площадки компаний-утилизаторов, ведь каждый килограмм отходов является ценным  потенциальным источником вторичного сырья.

Придерживаясь этой идеи, каждый сотрудник Mars раздельно собирает бумагу, пластик и батарейки. Компания давно уже внедрила электронный документооборот, где это возможно. А сотрудники российского Mars, если все-таки приходится  распечатывать, приучили себя экономить бумагу, считая спасенные таким образом деревья от вырубки. В Лужниках, например, есть отдельная культура создания заламинированных многоразовых бланков и сбора черновиков для использования обеих сторон листа. 

Умная транспортировка и упаковка

Отдельное внимание компания уделяет эмиссии парниковых газов. Одним из показателей обязательно в любых проектах просчитывается углеродный след (carbon foot print) от логистики. Например, в компании стали планировать поставки сырья и продукции таким образом, чтоб машины никогда не ходили полупустыми и не возили воздух, тратя на это топливо, тем самым сокращая количество рейсов и выбросы углекислого газа от сжигаемого топлива.

Более того, в компании Mars Inc. ведется масштабная работа по сокращению веса упаковки (на 10% относительно 2007г.), увеличения в ней на 10% содержание перерабатываемого материала (уже в 2013 году упаковка Mars содержала более 40% перерабатываемого материала, что на 20% больше по сравнению с 2007 годом), т.е. задача уже выполнена. Но компания и на этом не останавливается, ставя перед собой цель по разработке 100% перерабатываемой или повторно используемой упаковки без потери качества хранения продукции. 

Экомебель руками сотрудников

Чтобы картон, который используется в производстве, не пропадал зря, волонтеры фабрики в Лужниках научились из него делать мебель – диваны, столы и табуретки для зон отдыха в офисе. А к прошлому Новому году сотрудники своими руками сделали из отходов упаковки полутораметровую елку, которая украшала офис на протяжении всех праздников.

Освещение

В целях экономии электроэнергии  фабрики Mars Inc. переходят на светодиодные лампочки LED, во многих помещениях установлены датчики движения и освещенности, для автоматического регулирования света.  Даже на российских заводах, несмотря на короткий световой день, особенно зимой, стараются максимально использовать естественное освещение, для чего  увеличивают площадь оконных проемов и внедряют световоды в крыше. Это позволяет большую часть дня не включать свет вообще. 

Экологичные поставщики

Компания взяла на себя обязательства к 2020 году закупать 100% рыбы из устойчивых и возобновляемых источников. Стратегия компании заключается в сокращении общего количества рыбы для производства кормов для животных, закупке сырья только у сертифицированных рыболовных хозяйств. Так, за счет более эффективного использования каждой рыбы и сокращения отходов на единицу рыбы компании удалось сократить использование тунца на 30%.

Волонтерство

Корпорация Mars создала целую программу корпоративного  волонтерства. Так, в 2013 году сотрудники компании отработали на добровольной основе порядка  70 000 часов, что помогло улучшить жизнь около 28 000 человек и более 5 000 животных во всем мире.

Более того, к 2014г. в рамках программы PEDIGREE® Feeding Project  приютам для бездомных животных было бесплатно передано 1,5 тысяч тонн корма для  31 500 собак. А с 2013 года  Mars и WWF создали совместный благотворительный проект WHISKAS® Tigers Alive, поставив перед собой задачу увеличить в два раза популяцию диких тигров до 6 тыс. особей к 2022 году.

2013 год был ознаменован и большой Petсare конференцией в Калифорнии, когда более 200 сотрудников Mars Inc. со всего мира посвятили в совокупности 400 часов работы на восстановление приюта для 126 бездомных животных.

В корпорации Mars действуют специальные образовательные программы для повышения экологической сознательности  не только сотрудников компании и их семей, но и для школьников  района. Ежегодно российские волонтеры Mars проводят циклы открытых уроков в школах г. Ступино всех возрастов. На вырученные деньги за  собранную макулатуру ученики облагораживают школьные сады. 

Эконеделя на фабрике

Каждый год компания устраивает «Зеленые недели», показывая своим сотрудникам преимущества экологичного стиля жизни и проводя мастер-классы, лекции и экскурсии, волонтерские субботники, акции по озеленению территорий и посадке деревьев (например, 2500 деревьев в 2013 и 8000 в 2014 г. было посажено волонтерами компании в целях восстановления сосновых лесов, уничтоженных пожарами  2010 года в  Луховицком районе Московской области).

А в этом году проект Recycle рассказал сотрудникам фабрики в Лужниках и о том, как начать с нуля сортировку мусора у себя дома, проект «Маракуйя» показал, как в три клика посадить дерево через интернет. Также волонтеры и активисты  программы раздельного сбора отходов с производства ездили с экскурсией на мусоросжигательный завод.

Всем сотрудникам офиса вручили многоразовые личные керамические кружки, призвав пользоваться ими, а не одноразовыми пластиковыми стаканчиками, тем самым снижать количество образуемых отходов; участникам мастер-класса росписи по ткани  подарили хлопчатобумажные сумки (чтобы использовать их вместо вредных пластиковых пакетов). Кроме того, в рамках «Зеленой недели» сотрудники компании посадили рябиновую аллею из 12 деревьев в честь 20-тилетия фабрики Лужники.

Смотреть далее: 10 экологических инициатив Procter & Gamble