Зеленая команда: Как в Калининграде собрали на переработку 1000000 кг вторсырья
Три года назад основатель «Зеленого дела» Олег Пауков продал машину, купил «каблучок» и выполнил первый заказ на вывоз макулатуры. С тех пор благодаря усилиям проекта миллион килограммов вторсырья из Калининградской области вместо свалки отправились на переработку.
Recycle выяснил, как
построить социально ответственный бизнес на вывозе вторресурсов, почему ТСЖ
выгодно разделять отходы и возможно ли возродить массовую традицию сдачи
макулатуры в школах. Олег Пауков —
руководитель проекта и водитель в одном лице. До социального
предпринимательства работал в нескольких сферах: от преподавания до
строительства.
Как появился проект
Это был долгий путь. С детства, когда мы в школе сдавали вторсырье, я уже думал, куда же девать остальное? Сменил много профессий, и, особенно, когда работал на стройплощадке, обращал внимание, сколько оттуда вывозится картона и полиэтилена.
Однажды увидел по телевидению сюжет про двух бизнесменов, которые вынимали из придомовых контейнеров картон и жаловались, что он грязный и его не всегда можно сдать на переработку. Тогда у меня в голове все совпало: зачем допускать попадание отходов, которые можно переработать, в контейнеры со смешанным мусором?
Я узнал, кто какое вторсырье принимает. Взял телефонный справочник и начал обзванивать небольшие фирмы, предлагая вывезти макулатуру.
Это оказалось востребованным, потому что до меня маленькие объемы (как правило, меньше тонны) у них никто не хотел забирать. Продал свою машину, купил «каблучок». Первую заявку выполнил в августе 2015 года.
По утрам я делал 20-30 звонков, затем в течение дня объезжал фирмы, рассортировывал собранное и увозил заготовителям. Сработало сарафанное радио, про меня написали в местной газете, и постепенно заказов на вывоз стало больше.
Спустя год расширил линейку принимаемых отходов. Тогда помимо небольших фирм среди основных клиентов были и местные экосознательные жители. Начиная с третьего года — преимущественно школы и детские сады. Сейчас я работаю практически со всеми школами и половиной детских садов в городе. Дома престарелых тоже участвуют.
«Зеленое дело» - проект не только о вывозе отходов на переработку. Мы также проводим мероприятия в школах и детских садах, участвуем в уборках, призываем управляющие компании и ТСЖ организовать сбор опасных отходов (ртутьсодержащих ламп).
О команде
В самый благоприятный период в «Зеленом деле» было 3 микроавтобуса и 8 человек в штате. Потом случилось резкое падение цен на вторсырье и введение пошлин на экспорт. Сейчас машина одна и в команде нас трое: я — руководитель и водитель в одном лице, сортировщик вторсырья и бухгалтер.
О бизнесе на мусоре
Первый год я работал с семи утра до часу-двух ночи. Взяв второго сотрудника, стал работать до полуночи. Еще одного - до девяти вечера. В начале нужно очень много работать. Оплата труда и проекта в целом связана лишь с сортировкой, с видами вторсырья. Чем больше соберешь, тем быстрее окупится проект.
Заявки я обрабатываю сам, получаю их через сайт, телефон, мессенджеры, группу «Вконтакте», личный аккаунт. Выстраиваю логистику (работал таксистом, хорошо знаю город) и компактно забираю 30-40 заказов (2-4 тонны) в день. Потом после сортировки успеваю увезти заготовителям. За два с половиной месяца проезжаю около 10 000 километров.
В лучшие времена средств хватало на зарплату штату из восьми человек. Кроме того, на свои деньги мы устраивали субботники. Провели более десяти, где собирали мусор раздельно. Даже сейчас я в курсе уборок в Калининградской области — мне до сих пор звонят организаторы и предлагают увезти собранные отходы.
Как правило, тех, у кого я забираю вторсырье из дома, устраивают уровень сервиса и сроки вывоза (всего 3-4 дня), они рассказывают обо мне коллегам, и тогда уже всем предприятием подключаются к раздельному сбору. Мы занимаемся в том числе уничтожением архивов и выдаем об этом соответствующие документы. Если бы не такие большие заказы, мы, возможно, закрылись бы точно так же, как это случилось с теми, кто занимался, например, только картоном.
Кто-то сам ставит контейнер для макулатуры в подъезде. Эта идея прижилась, особенно под спам рядом с почтовыми ящиками. Сначала мы привозили подходящие коробки, а теперь это делают и сами жители. Нужные информационные материалы, наклейки можно скачать из нашей группы «Вконтакте» и распечатать. Работаем с несколькими ТСЖ, им это выгодно — сэкономленные на вывозе смешанного мусора деньги идут на хозяйственные нужды: лампочки, краску, инструменты.
С более чем 2 000 адресов мы вывезли вторсырье от двух раз. Треть из этого — фирмы (от 3 человек), школы и детские сады. По нашим примерным подсчетам, около 10% населения Калининграда тем или иным образом сдавали нам отходы на переработку.
В нынешних неблагоприятных условиях (снижение цен на вторсырье и усложнение процедуры экспорта) мы продолжаем работать, хоть и немного «свернувшись». Заемных средств у нас нет. Деньги, вырученные за вторсырье, жители и фирмы могут оставить себе, пожертвовать на благотворительность или на развитие «Зеленого дела» прямо на нашем сайте.
О раздельном сборе и переработке
В Калининградской области есть определенные сложности: переработки не так много, и из-за границ вывезти довольно проблемно. К счастью, больше вторсырья стало поступать от жителей. Его можно привезти на наш пункт приема, который мы открыли на второй год работы проекта, или же скооперироваться с соседями — теперь я вывожу от 30 кг, хотя начинал с 5.
В регионе перерабатывают картон и частично газеты. Вся остальная макулатура уходит на экспорт. Принимают алюминиевые и жестяные банки. После усложнения экспортной процедуры заготовители практически перестали принимать пластик. И я, соответственно, сейчас принимаю только ПЭТ-бутылки и пленку. Делал упор именно на пластик, потому что он является самым главным загрязнителем, но увы. Жесткий полиэтилен (флакончики с маркировками 2 и 4) для транспортировки пришлось бы дробить, но это более затратно и не выгодно заготовителям, для которых это все-таки бизнес, а не экология.
Почему в Калининградской области пока нет придомового раздельного сбора? Во-первых, для этого инициатива все-таки должна идти сверху. У нас же любят говорить, что население к этому не готово, хотя инициативы «снизу» доказывают обратное. Во-вторых, на местах должны быть люди, которые следили бы контейнерами для селективного сбора. А управляющие компании у нас в режиме экономии, и на это не заложены ресурсы. В-третьих, сейчас контейнерные площадки кому только ни принадлежат, и это усложняет их обслуживание. И, наконец, региональный оператор появился только пару месяцев назад. Соответственно, какую систему он предложит, так и будет, и за отходы на площадках нести ответственность будет он. Так что пока ждем, какие будут варианты. Скорее всего, после нового года будет понятно, что можно и что нельзя. Мы готовы к любому решению, но хотелось бы, чтобы сортировка отходов для жителей стала удобнее. Конкурировать с региональным оператором бессмысленно. Нужно работать вместе.
О признании
В самом начале проекта не было ни одного человека, который верил, что из моей затеи что-то получится. Хихикали, крутили у виска. А когда прошло года полтора, уже даже забытые друзья стали интересоваться.
«Зеленое дело» — обладатель нескольких наград, среди которых, пожалуй, самая дорогая сердцу — «Импульс добра». Она вручается социальным предпринимателям. Эта награда доказала мне, что, когда любишь свое дело и веришь в него, можно получить признание даже тех людей, которых раньше видел только по телевизору. Это очень нужная и честная награда. Она подстегивает, укрепляет дух и веру в то, что ты делаешь. Без связей и знакомств я — в прошлом сельский учитель немецкого языка, охранник, строитель, таксист — удостоился ее. У меня всегда была мечта заниматься чем-то новым. Так совпало, что такого метода работы с системным сбором отходов ни у кого [в регионе] нет, так что нет ни оппонентов, ни конкурентов. Многие не могут понять, как это работает и приносит деньги. Сам себе придумал работу и она оказалась настолько обширной и интересной, что за уши теперь не оттянешь.
Планов у нас всегда много — от очистки ручьев и улучшения мелиорации до собственной линии переработки и производства пандусов из вторсырья. Сейчас подаем заявки на гранты.