Как «зеленые» госзакупки помогут повысить уровень качества жизни
госзакупки

Как «зеленые» госзакупки помогут повысить уровень качества жизни

23 апреля WWF России, Центр стратегических разработок, Российское экологическое общество и Некоммерческая организация Экологический союз, представили доклад, который поможет российской системе государственных закупок стать более зеленой, позаботиться о здоровье граждан и сэкономить средства.

Государственные закупки называют зелеными (ГЗЗ), если к товарам и услугам предъявляются экологические требования. При выборе поставщика соответствие таким требованиям учитывается наряду с ценой. 

В 2018 году суммарный объем госзакупок в России составил 21 трлн рублей, демонстрируя устойчивый рост несколько предыдущих лет подряд. Внедрение эко-ориентированных показателей в эту сферу будет эффективным инструментом в области устойчивого развития и охраны окружающей среды.

«Право на благоприятную окружающую среду в России гарантируется Конституцией,  – напоминает Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России. − Экологические проблемы едва ли можно рассматривать отдельно от социальных и экономических, ведь они серьезно влияют на качество жизни граждан. Зеленые госзакупки могут существенно улучшить ситуацию». 

Закупая товары и услуги, которые отвечают высоким экологическим требованиям, в том числе требованиям экомаркировок, существующих в России, таких как «Листок жизни» и FSC, государство поддерживает ответственных производителей, которые реализуют мероприятия по охране окружающей среды и выпускают продукцию, характеристики которой зачастую выше обязательных государственных требований, создает условия для развития зеленой экономики. Это позволит и сохранить природную среду, и улучшить здоровье населения.

«Например, если мы говорим о сохранении лесов, то включение в систему госзакупок подтверждения того, что товары из древесины и изделий из нее происходят из ответственных источников, означает, что государственные органы уделяют внимание не только вопросам соблюдения законодательства во время заготовки этой древесины, но учитывает, соблюдены ли требования к сохранению ценных лесов, биоразнообразия, интересов местного населения,  – рассказывает Екатерина Хмелева. – Таким подтверждением является, например, знак добровольной системы сертификации FSC. Такие подходы включены в законодательство и практику госзакупок многих стран. Положительные результаты очевидны как для окружающей среды, так и с точки зрения рачительного использования бюджетных средств».

В системе российских госзакупок в последние годы создаются условия для формирования и развития ГЗЗ. 

Например, проведение закупок с дополнительными эко-требованиями предусмотрено федеральными законами, регулирующими государственные и муниципальные закупки. 

Однако экологические требования к закупаемой продукции не сформулированы и не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологической маркировке товаров, имеют место случаи использования неоправданных экологических заявлений в целях маркетингового продвижения продукции (гринвошинг).

«Зеленые государственные закупки — один из самых эффективных инструментов решения экологических проблем на государственном и глобальном уровнях. Развитие этой системы - общемировой тренд, который начинает свои первые шаги и в России, – комментирует Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы «Листок жизни». - Задача таких закупок создать преференции экологически предпочтительным товарам, что является необходимым условием для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Для того, чтобы процесс был полноценным и привел к желаемым результатам, необходимо вовлечение всех уровней власти и повышение осведомленности населения, а также вовлечение экспертов в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития для формирования научно обоснованных критериев, которые станут ориентиром для осуществления зеленых государственных закупок. 

Опыт стран Европейского союза, Китая, Японии и ряда других стран подчеркивает роль экомаркировок, в том числе I типа, в формировании экологических критериев для зеленых закупок, использование экомаркировок в качестве источников экологических критериев возможно и в России, это поможет преодолеть один из серьезных барьеров на пути зеленых государственных закупок».

По мнению авторов доклада, тема перехода на зеленые закупки в условиях текущего общемирового кризиса и реалиях новой действительности актуальна как никогда.

«Пандемия коронавируса поставила мир перед выбором: мы либо продолжаем безответственно обогащаться и стремительно вовлекаем себя в череду смертельных катаклизмов, либо восстанавливаем экономическую систему, основанную на экологическом равновесии. Зеленые закупки - один из фундаментальных блоков нового типа хозяйственного цикла. Надо незамедлительно брать в работу нормы, правила, технологии - все, что уже продумано, опробовано и собрано в данном докладе»,  – считает Ольга Анчишкина, руководитель проекта «Контрактная система» Центра стратегических разработок.

«Эколого-ориентированный госзаказ  - это прежде всего ответственная позиция государства, декларирование и сигнал, в том числе внешнему миру, о продолжении курса на развитие в России зеленой экономики. Бюджетные средства должны расходоваться ответственно и с учетом экологического эффекта - это должно быть своего рода зеленым бюджетным правилом»,  - считает Рашид Исмаилов, председатель Российского экологического общества.

Новое исследование будет полезным в работе представителей органов власти, специалистов по госзакупкам, закупщиков, а также поставщиков товаров и услуг. 

Доклад призван стать отправной точкой этой работы, он дает краткий обзор существующего опыта экологичных госзакупок в мире, обозначает преграды в области развития закупок, приводит успешные примеры, содержит рекомендации по совершенствованию законодательства и нормативной базы. 

Доклад «Государственные «зеленые» закупки: опыт правового регулирования и предложения по внедрению в России» опубликован на сайте WWF России по ссылке.