биомасса экотопливо

Экотопливо из биомассы создали российские ученые

Авиатопливо из биомассы создали в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Оно поможет сократить выбросы углекислого газа на 75%, по сравнению с традиционным авиакеросином из нефти при перелетах. 

Есть и другой неоспоримый плюс - использование растительной массы поможет переработать лигноцеллюлозные отходы, переработка которых сейчас не отлажена.

Ученые Губкинского университета исследовали лигноцеллюлозное сырье, к нему относятся отходы лесопильных заводов, пищепрома и другие материалы, содержащие лигноцеллюлозу — растительное сухое вещество, составляющее основную часть клеточных стенок растений.

Российские специалисты нашли применение этому сырью, взяв за основу идею создания устойчивого авиационного топлива (SAF). Такое топливо частично состоит из возобновляемого углерода, то есть произведенного из восполняемого сырья, например, биомассы. Его производство налажено лишь в нескольких сертифицированных западных компаниях.

Созданная российскими учеными технология производства топлива SAF из лигноцеллюлозы основана на процессах быстрого пиролиза, замедленного коксования и гидрокрекинга. Сначала сырье в результате пиролиза преобразуется в более энергоплотный жидкий продукт – бионефть, содержащую большое количество кислорода и связанной воды. Затем она вместе с гудроном подвергается коксованию, что позволяет удалить часть кислорода, входящего в состав сырья. Полученная газойлевая фракция впоследствии проходит глубокую гидропереработку на установке гидрокрекинга, где преобразуется в SAF.

Помимо целевого SAF, часть возобновляемого углерода уходит в дизельное топливо и бензин, а еще в биококс. Он может использоваться в ветеринарии для лечения эймериоза у птиц и в промышленности, например, как заменитель каменноугольного кокса при производстве чугуна.

Важно и то, что новая технология не требует масштабного переоборудования мощностей предприятий, достаточно будет только частичной модернизации оборудования.

Новая технология позволила получить реактивное топливо с фракцией, содержащей до 12% углерода биологического происхождения.

«Это достаточно высокий показатель – выше, чем по результатам ранее проводившихся аналогичных исследований. А главное, сырье для производства топлива SAF по этой технологии очень доступно. Запасы его в России огромны», — пояснил научный сотрудник проекта Никита Буров.