Как школьники Алтайского края «усыновляют» заказники и помогают природе
Проект «Усынови заказник» реализуется в Алтайском крае уже 13 лет. За это время юные экологи создали памятник природы, спасли гнездо черного аиста, приняли участие в переиздании Красной книги и сделали еще сотни маленьких, но важных для охраны природы, дел. О том, как школьники сохраняют родную природу, рассказала координатор алтайской краевой программы «Усынови заказник» Людмила Пожидаева.
О проекте
— Проект появился в Алтайском крае в 2006 году. Тогда местным экологам стало понятно: люди в районах хотят заботиться об окружающей среде, но не знают, как делать это правильно – организовано и планомерно. Вот есть, к примеру, школьный учитель биологии, который хочет делать с ребятишками что-то полезное для природы, но не знает, с чего начать. Тогда и была придумана программа, которая помогает координировать действия таких людей.
Теперь объединения на местах (в сельских школах, экологических и туристических кружках) обращаются к нам, а мы рассказываем, что можно сделать. Бывает наоборот: сами выезжаем в районы на методические объединения учителей биологии, географии и рассказываем о нашей программе, приводим примеры с мест, где работа уже налажена. Те, кому интересно, присоединяются.
Для школьных коллективов работа выстраивается в виде исследовательских природоохранных конкурсов, которые проходят в течение года. Это очень удобная форма и для ребятишек, и для учителей.
Учителю удобно, потому что в каждом конкурсе прописан алгоритм действий и заданий – что нужно делать с детьми, о чем им рассказывать, какие мероприятия проводить в каждый конкретный сезон года.
Школьников конкурсы мотивируют работать активнее, ведь все хотят победить и получить подарки. Подарки, кстати, дарим практичные – определители, навигаторы, фотоаппараты, методички, атласы – все то, что поможет ребятам исследовать природу, двигаться дальше, узнавать больше о родном крае.
О команде
В каждом объединении свой руководитель, который работает с детьми. А я координирую работу, запускаю конкурсы, собираю отчеты и делаю прочую организационную работу. Помогает мне коллектив ученых и общественников. Например, у нас есть группа экспертов и ученых, которые в нашей группе Вконтакте просматривают сообщения детей.
После экскурсий в природу школьники выкладывают фото своих находок, а ученые помогают им определить, что за объекты или явления они наблюдали. Но не просто дают ответ, а мотивируют ребят самих узнать правильное название: подсказывают, в каком атласе-определителе искать разгадку. Выезжают наши ученые и к детям в районы – на местах таким встречам всегда рады.
Например, очень любят дети Алексея Эбеля. Он по образованию биолог, в годы учебы в университете занимался ботаникой, но с детства увлекался птицами, и в нашем регионе больше известен как орнитолог - в общем, знает и растения, и птиц. Вместе мы часто выезжаем в районы, и дети всегда рады его приезду, говорить с ним они могут часами, а он охотно отвечает на их вопросы.
Тесно выстроена у нас работа с отделом особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. Сотрудничество завязалось три года назад, когда работали над очередным изданием Красной книги Алтайского края.
По законодательству страны, Красная книга переиздается один раз в 10 лет. На протяжении этого времени должен вестись мониторинг редких видов. По факту в большинстве регионов такая работа не проводится, и у нас ее тоже не было.
Но когда готовили новое переиздание в 2016 году, я собрала все, что ребята присылали в рамках наших исследовательских конкурсов, и отдала ученым, редактировавшим книгу.
Они изучили материалы, учли основную массу сведений - фамилии детей и учителей теперь указаны среди авторов очередного издания Красной книги Алтайского края.
После этого удачного опыта мы с Минприроды решили каждый год обобщать ценные научные сведения о находках редких видов, которые поступили от участников программы «Усынови заказник», в специальных бюллетенях. Первый выпуск такого бюллетеня уже опубликован. В итоге через 10 лет у нас будет целая подшивка и переиздание Красной книги станет не только проще, но и эффективнее.
Кроме этого нами налажено давнее плодотворное сотрудничество с Тигирекским заповедником. Его специалисты по экологическому просвещению и научные сотрудники активно участвуют в жизни программы: помогают школьникам и учителям выстраивать исследовательские работы, публиковать ценные наблюдения в научных изданиях, проводят полевые занятия и летние энтомологические школы.
Еще один партнер программы «Усынови заказник» – Алтайприрода – это краевое государственное учреждение, которое отвечает за эффективное функционирование всех региональных особо охраняемых природных территорий. Основные помощники здесь – егеря заказников. Там, где рядом со школьной группой находится заказник, работа всегда идет в тесной связке с егерем.
Об охране природы и экопросвещении
Что важно: работа в программе строится на трех столпах – изучение территории, практическая охрана природы и экологическое просвещение.
Первый шаг, который мы предлагаем сделать всем группам, – определиться с подшефной территорией. У нас нет такого, что сегодня активисты почистили одну речку, через месяц другую, в следующем году третью. Есть конкретная территория, закрепленная за группой. Это мотивирует, потому что регулярно изучая ее, проводя биотехнические мероприятия и просветительскую работу с местными жителями, дети могут увидеть результат своих трудов уже через два-три года.
И далеко не у всех подшефная территория – это заказник. Да, некоторые группы "усыновили" заказники, но у большинства – это малонарушенная природная территория рядом с селом, кусочек малой родины, которую они любят и хотят сохранить.
И что хотелось бы отметить – те ребята, которые активно участвуют в работе, по прошествии некоторого времени выступают с инициативой присвоить заповедный статус своим подшефным природным территориям.
Так, школьная команда «Борцы экологического движения» в Алтайском районе уже создала памятник природы краевого значения, сохраняющий популяции редких видов венериных башмачков.
В прошлом году еще четыре группы-участника программы «Усынови заказник» подготовили научные обоснования для создания краевых особо охраняемых природных территорий на базе своих подшефных территорий.
К настоящему моменту эта работа находится на завершающем этапе и проходит согласование в Москве в Министерстве природных ресурсов. Думаю, уже в текущем году у нас в крае появится четыре новых памятника природы, созданных по инициативе местных жителей и при активном участии школьных групп. Сейчас нашими активистами ведется работа по созданию еще четырех памятников природы.
О школьниках
Дети не только изучают природу, но и заботятся о ней. Например, занимаются изготовлением и установкой искусственных птичий гнездовий. Те, кто "усыновил" заказник, работают на подшефной территории вместе с егерями.
Заказников в Алтайском крае 38, а егерей, которые их обслуживают, 20. Очевидно, что даже физически они не могут охватить всю заповедную площадь. Так вот дети помогают им: например, заготавливают веники из березы и осины, чтобы зимой оборудовать подкормочные площадки для подкормки копытных, обустраивают солонцы и галечники, вместе с егерями устанавливают в границах заповедных мест информационные аншлаги, рассказывающие всем гостям о ценности тех территорий, где они находятся.
Были случаи, когда школьники буквально спасали «усыновленные» места. Есть у нас туристический отряд «Караван» из Первомайского района. Ребята много путешествует на велосипедах и во время одной из поездок по Косихинскому району обнаружили в сосновом лесу гнездо черного аиста. Это редкая птица, занесенная в Красную книгу края и страны. Ребята отметили координаты гнезда и уехали.
Через несколько месяцев решили проверить «своего» аиста. Приехали, а там идет рубка и до гнезда остается метров 30-50. Они срочно сообщили нам о том, что еще чуть-чуть и гнездовой участок редкого вида будет уничтожен.
Мы оперативно связались с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, своевременно сообщили об угрозах. В итоге рубка была остановлена, а вокруг дерева выделен особо защитный участок радиусом 300 метров.
Экологическое просвещение в рамках программы заключается не только в том, что дети сами узнают больше о родном крае, но и в том, что делятся этими знаниями с другими. Старшие ребятишки проводят в младших классах краеведческие уроки. Дети пишут статьи и заметки в районные газеты, где рассказывают о своей работе и своих открытиях.
А они ведь на самом деле совершают научные открытия! Например, в Алтайском районе мальчик случайно обнаружил миногу сибирскую, которую последний раз ученые фиксировали достоверно в республике Алтай 10 лет назад.
Достоверно подтвержденных находок миноги в крае не было никогда. Теперь же, благодаря этому ребенку, этот вид внесен в Красную книгу Алтайского края.
Фото предоставлены Людмилой Пожидаевой.