Что такое экомаркировки для возобновляемой энергии
возобновляемая энергия экомаркировки

Что такое экомаркировки для возобновляемой энергии

С недавних пор потребители во всем мире стали проявлять интерес к вопросам защиты природы, борьбе с изменением климата, сокращению выбросов парниковых газов и к устойчивому потреблению в целом. Производители реагируют на этот растущий спрос, предлагая своим потребителям товары с различными экомаркировками. Вместе с Кристи Гхош из некоммерческой организации ЭКОэнергия разбирались, что такое экомаркировка для возобновляемой энергии и когда она появится в России.

Что такое экомаркировка

Согласно Global Ecolabelling Network экомаркировка — это добровольный метод представления экологической сертификации, применяемый по всему миру. Экомаркировка идентифицирует продукты и услуги, признанные экологически предпочтительными в определенной категории. То есть, проще говоря, экомаркировка — это коммуникационный инструмент, цель которого сообщить потребителю о том, что определенный товар или услуга соответствуют экологическим стандартам и критериям. 

Сегодня рынок предоставляет довольно большое количество маркировок, которые различаются по секторам и географической доступности. Так, экомаркировки могут относиться к степени переработки упаковки товаров, качеству продуктов питания, разным этапам их производства, зеленому строительству, честной торговли, устойчивому туризму, учету выбросов углекислого газа и многим другим секторам. Кроме того, маркировки могут различаться по территории применения. Существуют международные, национальные и даже региональные маркировки. 

Экомаркировки для возобновляемой энергии 

Маркировки для возобновляемой энергии выполняют ту же роль, что и другие экомаркировки. Они нужны для того, чтобы подтвердить потребление возобновляемой энергии, произведенной в соответствии с дополнительными стандартами качества. Используя возобновляемую энергию с экомаркировкой, потребитель не только получает наиболее устойчивую энергию, он также может быть уверен, что при ее производстве не был нанесен никакой вред окружающей среде.

Критерии для экомаркировок на возобновляемую энергию могут включать нахождение станции за пределами национальных парков, заповедников и важных природных зон. Если речь идет о ветровой энергии, то ветряки должны находится в удалении от маршрутов миграции птиц, говоря о гидроэнергии, станции не должны препятствовать миграции и репродукции рыб, и т.д. Возобновляемая энергия с маркировкой соответствует более строгим критериям и вносит еще больший вклад в сохранение окружающей среды, чем просто «зеленая» энергия. Кроме того, часто прибыль с продажи энергии с экомаркировками идет на финансирование других проектов по защите природы, что является дополнительным преимуществом. 

Задача экомаркировок для возобновляемой энергии — это показать конечным потребителям, что тот или иной продукт или услуга были произведены с использованием возобновляемой энергии. Такие маркировки могут использоваться на продуктах, зданиях, офисах, в рекламе. 

То же самое относится к офисам, можно использовать экомаркировку в своих коммуникациях, на своих дверях и коммуницировать о том, что энергия, используемая в данном офисе - возобновляемая и имеет ряд дополнительных преимуществ для природы. С другой стороны, спрос на товары с маркировками сигнализирует производителям о желаниях потребителя, и здесь экомаркировки играют коммуникационную роль.

«Экомаркировки позволяют расширить права и возможности потребителей энергии, таким образом повышая осведомленность о возобновляемой энергии и меняя ситуацию на рынке», - говорит Мерве Грюнгор, координатор проектов в Азии и Северной Африке, ЭКОэнергия.

Экомаркировок для возобновляемой энергии существует совсем немного. В основном они имеют региональный характер. Так, например, маркировки NatureMade действуют в Швейцарии, Bra Miljöval - в Швеции, Green-E - в США.

В Германии в силу хорошо развитого рынка возобновляемой энергии и высокого уровня энергопотребления существует сразу несколько маркировок на возобновляемую энергию, такие как TÜV Süd’s EE, OK Power, Grüner Stro. Все перечисленные экомаркировки действуют в рамках определенной географической зоны и теряют свою релевантность за пределами этих зон. В России, к сожалению, таких маркировок пока нет совсем.

Часто происходит так, что компании сами ставят себе знаки качества, которые внешне могут напоминать сторонние маркировки. Такая тактика не совсем корректна. Если компания действительно использует возобновляемую энергию, она может коммуницировать об этом другими способами и не пытаться вводить в заблуждение потребителя использованием знака, похожего на независимую экомаркировку от третьей стороны.

Такие знаки противоречат самой идее экомаркировок: идентификация экологически предпочтительных продуктов и услуг не должна проводиться самим производителем, ему просто-напросто не с чем сравнить, он не руководствуется установленным набором критериев, он не следит за исследованиями, проводимыми в сфере экологии, и т. д. Используя свои собственные знаки качества, производитель чаще всего опирается на своим маркетинговые цели, а не задачи по защите природы и сокращению своего углеродного следа, и вводит в заблуждение ответственных потребителей, стремящихся минимизировать негативное воздействие на природу. 

ЭКОэнергия

ЭКОэнергия — это некоммерческая организация, базирующаяся в Хельсинки, Финляндии, и ставящая своей целью продвижение целей устойчивого развития и использования возобновляемой энергией, в частности. ЭКОэнергия ведет свою деятельность в России с 2012 года. Она включает в себя сотрудничество с регулятивными органами (например, Совет Рынка), другими НКО, просветительскую, экспертную деятельность и т. д. ЭКОэнергия призывает потребителей энергии действовать прямо сейчас, то есть потреблять возобновляемую энергию способами, доступными на рынке. 

Кроме того, один из инструментов достижения целей организации лежит через распространение использования одноименной международной маркировки ЭКОэнергия. Эта маркировка предназначена для возобновляемой энергии и имеет наибольший географический охват по сравнению с другими маркировками в данном секторе.

Она доступна в более чем 40 странах мира, и это число растет с каждым годом. Данная маркировка выдается потребителям возобновляемой энергии и, как и любая другая может быть использована на продукции, в рекламных материалах, в интернете. С такой маркировкой потребитель энергии может заявлять, что он использует 100% возобновляемую энергию, а также вносит свой вклад с энергетической бедностью и защитой биоразнообразия, так как средства, получаемые от продажи ЭКОэнергии, поступают в Климатический Фонд и Фонд Окружающей Среды. Климатический Фонд финансирует проекты в сфере возобновляемой энергии в развивающихся странах, где нет доступа к электричеству. 

Фонд Окружающей Среды – проекты по восстановлению рек, так как они наиболее подвержены негативному воздействию работы гидроэлектростанций. Используя ЭКОэнергию, потребители энергии вносят свой вклад в глобальный переход к возобновляемым источникам энергии и вдохновляют других следовать этому примеру. 

«ЭКОэнергия представляет собой оптимальную из доступных возможностей для устойчивого потребления электроэнергии в Европе», - уверены в организации Leadership in Energy and Environmental Design.

Перспективы экомаркировки в России

На сегодняшний день у жителей России выбор источника энергии довольно ограничен. Практика «зеленых тарифов» от поставщиков энергии (это когда потребитель может выбрать возобновляемую энергию для своего потребления у своего регионального поставщика), которая показала себя очень эффективной в Европе и в Северной Америке, пока не применяется в нашей стране.

Возобновляемая энергия остается привилегией тех, кто может установить свои собственные ВИЭ генераторы, и крупных компаний, которые могут закупать энергию напрямую от производителей. 

Экомаркировки на возобновляемую энергию позволяют людям, у которых нет таких возможностей, стать частью энергетического перехода. Выбирая товар с маркировкой, потребители выбирают возобновляемую энергию и сообщают производителям о своем выборе, таким образом влияя на предложение и участвуя в рыночном процессе. Чем больше людей начнет выбирать продукты, произведенные при помощи зеленой энергии, и рассказывать об этом, тем скорее будет возможна диверсификация энергетического рынка в России. 

Текст подготовила Кристи Гхош, контактное лицо организации «ЭКОэнергия» в России.