
Зарубежный опыт: как Werner&Mertz производит товары из 100% переработанного пластика
Германия привыкла быть примером для других стран во всем, что касается обращения с отходами, энергоэффективности и развития цикличной экономики.
Один из ярких примеров цикличной экономики - семейное предприятие Werner&Mertz, главный офис которого находится в Майнце. Мы отправились в город на Рейне, чтобы посмотреть, как немецкий производитель запустил собственную экономику замкнутого цикла.

Werner&Mertz – производитель бытовой химии, обувной косметики и других групп товаров, самые известные из которых – Frosch (в переводе с немецкого «лягушка») и Tana. Об экологической ответственности в компании задумались уже давно.

О производстве
Производство в столице земли Рейнланд-Пфальц Майнце открылось еще в 1867 году. Во время Второй мировой город почти был стерт с лица земли союзниками, была уничтожена и успешно функционирующая фабрика. Остался лишь памятник лягушки – символ предприятия во всех отношениях. Она до сих пор является брендом экологичной компании.

Создавать экономику замкнутого цикла на предприятии начали несколько лет назад. Так, в 2008 году на заводе впервые применили использованные пластиковые емкости для производства новых. А спустя 10 лет уже все бутылки для продукции Frosch производятся из переработанной пластиковой тары, которую сдают местные жители, сортируя отходы. Вместе с партнерами компания запустила инициативу Recyclat.

По статистике, в Германии в контейнерах для перерабатываемого мусора оказывается около двух миллионов тонн отходов в год. В компании выбирают PET-упаковку из этих контейнеров, сортируют ее и моют. Затем из бутылок и другой упаковки производят гранулы.
С помощью новой технологии чистые пластиковые гранулы тщательно очищаются от посторонних частичек и могут быть использованы для производства новых продуктов, практически не уступающих по качеству первичному пластику. Отличие лишь в цвете - вторичный пластик Werner&Mertz чуть темнее первичного.

На завод поступают преформы, изготовленные из вторсырья. В свою очередь, они переплавляются в новые емкости, на 100% сделанные из переработанного пластика.

Сейчас из рециклата компания выпускает 297 миллионов бутылок в год, в будущем их число достигнет 500 млн. Это самое большое производство в мире из переработанного пластика.

В новом помещении роботы разливают бытовую химию по бутылкам. Руководитель по продажам в юго-восточной Европе Андреас Эндерле, который сопровождает нас на экскурсии по предприятию, рассказывает: «Здесь все настолько автоматизировано, задания на линию посылает компьютер».
Компания давно использует в своей работе принцип Cradle-to-Cradle, это такая концепция безотходного производства, не наносящего вреда окружающей среде.
Первым по такой технологии здесь стали производить цитрусовый гель для чистки душа и ванны.
Чтобы соответствовать этому принципу, материалы, из которых изготавливаются продукты, должны быть или беспрепятственно возвращены в биосферу, или снова качественно переработаны. Другими словами, все вещества, участвующие в создании и функционировании продукции, должны иметь непрерывный жизненный цикл.

О продуктах
Чтобы соответствовать этой концепции, содержимое бытовой химии должно быть нетоксичным и безвредным, вещества могут использоваться многократно без нанесения вреда окружающей среде. Поэтому бытовая химия создана на основе растительных компонентов, в том числе растительных масел местного производства. Кроме того, она не содержит микропластик.
В компании также отказались от пальмового масла, производство которого нарушает экобаланс в Индонезии.

«Мы будем и дальше следовать по пути экологичного Cradle-to-Cradle. Сегодня возможно развивать технологически эффективные продукты, которые соответствуют высочайшим экостандартам во всей производственной цепочке. Это удается благодаря нашему многолетнему опыту в качестве пионеров устойчивого развития», - говорит главный директор Werner&Mertz Рейнхард Шнайдер.

Чтобы полностью соответствовать устойчивым принципам, на бутылки наклеивают экологичные этикетки, которые печатаются на основе водных красок.
Werner&Mertz ежемесячно выпускает более 10 000 тонн бытовой химии, имеющей самые авторитетные экосертификаты, например, EU Ecolabel и EMAS.

Кроме того, усилия компании по защите окружающей среды неоднократно отмечались многочисленными премиями: German Sustainability Award, Ecodesign Award 2014, B.A.U.M.Enviromental Award 2016, Немецкая премия упаковки.

Руководитель предприятия Рейнхард Шнайдер стал номинантом Немецкой экопремии года.
Шнайдер руководит предприятием уже в пятом поколении, с 2000 года, и устойчивый менеджмент - важный вопрос, которым предприниматель занимается лично. Благодаря ему во всей экономике компании появились экологичные инновации высокого стандарта.

Об устойчивом строительстве
Еще одним элементом в экологичной философии компании стало строительство уникального офисного здания в Майнце.

Офисное здание, внутри которого растут деревья, максимально энергоэффективно. Электричество вырабатывается за счёт 16 ветряных мини-электростанций и 455 фотовольтаических панелей, установленных на крыше здания.
Основную энергию при этом дает геотермальная система, которая работает за счет разницы температур. Этой энергии достаточно для обеспечения самого офисного здания и всей громаднейшей фабрики.

Кроме того, вырабатывается на 20 процентов электроэнергии, чем требуется. Остатки электричества концерн продает городу.

Эффективный теплообмен обеспечивается за счет специальных стеклянных фасадов. Внутри здания растут деревья и поддерживается идеальная влажность. Японский сад расположен на 170 кв.м. Строительство и оборудование этого здания обошлось в 14 млн евро.
Фабрика настолько экологична, что для обеспечения водой производства в специальные резервуары на крыше собирается дождевая вода.

После очистки остается осадок, который затем продают строительным компаниям.

Они, в свою очередь, производят из него экологичные кирпичи.

О глобальных экопроблемах
Проекту «Фрош поддерживает лягушек» уже более 15 лет. Werner&Mertz вместе с экологами из организации NABU борются за то, чтобы лягушки снова вернулись в Рейн, поскольку они считаются индикатором чистой воды и баланса в природе.
Сейчас компания озаботилась проблемой пластика в океане. Благодаря проекту Werner&Mertz жители на побережьях океана собирают пластиковый мусор, а затем передают в переработку в компанию.

«Спасение мирового океана возможно только тогда, когда проблема решается на корню, а использованный пластик не оказывается в экосистеме и в конечном итоге в море. Окружающей среде не поможет борьба с симптомами – речь идет о причинах», - уверены в компании.

В Werner&Mertz надеются, что другие крупные производители последуют их примеру. Только так можно будет предотвратить попадание пластика в Мировой океан, уверены в экологичной корпорации.
На встрече в Майнце представители компании и приглашенные гости обсудили проблемы гринвошинга, пластикового перепотребления, корпоративной ответственности, а также поговорили о том, что каждый из нас может сделать, чтобы помочь окружающей среде.
«Многие потребители думают, что они ничего не могут сделать для борьбы с пластиковым мусором в океане. Однако нужно начинать с маленьких шагов - и это можно сделать без особых жертв, хотя бы покупая бытовую химию в бутылках из полностью переработанного пластика», - говорит известный в Германии актер и экоактивист Ханнес Яннеке.

Поэтому, будь ты обычный житель планеты или мировой концерн, рано или поздно нужно определиться с выбором осознанного отношения к окружающей среде, а также воспользоваться хорошим опытом других людей или предприятий.
Выражаем благодарность компании «ОптиКом» за содействие в участии в пресс-туре и подготовке материала.
Фотографии предоставлены пресс-службой Werner&Mertz, а также автора.