Спасти от углеродного налога смогут карбоновые фирмы
карбоновые фермы углеродный налог

Спасти от углеродного налога смогут карбоновые фирмы

Европа стремится защитить свои рынки от российских товаров с помощью углеродного налога, который планируют ввести в скором времени. Но российские ученые разработали проект, с помощью которого можно будет очистить воздух от выбросов и избежать налога. Основал направленный на повышение энергоэффективности научный проект «Ансельм» Максим Канищев.

Как пишет «Сноб», главная цель обсуждения углеродного вопроса в развитых государствах – стремление убедить предпринимателей заниматься модернизацией производства. По доброй воле бизнес этого делать не будет – он ищет баланс между технологиями и уровнем доходности. Сверхрасходы для повышения энергоэффективности производства нерентабельны. Но такой экономический баланс ведет к стагнации мировой экономики.

Декарбонизация, сокращение углеродного следа при производстве – стимул сделать заводы экологичнее. В перспективе модернизация приведет к новым рабочим местам, технологиям и логистике, новой добавочной стоимости. А компании с минимальными выбросами получают новые возможности и статус «эко», что идет на пользу на финансовых биржах.

Такой подход дал Евросоюзу повод защитить своих производителей от конкурентов из нашей и других стран, где добываются ресурсы и себестоимость их переработки ниже.

Когда введут новый трансграничный карбоновый налог, неизвестно, прогнозисты говорят и о 2022, и о 2028 годе. Его появление скажется на жизни простых людей в странах-экспортерах не лучшим образом. Уменьшившуюся от экспорта выручку, вероятно, будут компенсировать новыми налогами для населения.

Шанс избежать такой ситуации – научные разработки. В 2020 году инновационный метод в сфере энергоэффективности уже стал призером международной конференции PRES’20. Он основан на сокращении объема сжигаемого топлива любого типа.

Повышение энергоэффективности возможно с помощью трех инструментов. Это замена оборудования на обладающее большим КПД (проблема в том, что получится нерентабельно, поскольку придется вложить много средств). Второй вариант — перестройка технологической схемы. Это тоже чревато значительными затратами. Третья возможность — поиск и устранение уязвимостей в текущей схеме теплоэнергообмена без замены оборудования. Российским исследователям удалось соединить теорию и практику в цифровой экосистеме ANSELM. Специальное ПО в удаленном режиме находит слабые места, софт с точностью 95% определяет размер потерь на каждом производственном участке и предлагает решения для устранения проблем.

Один из острых вопросов – возможны ли «нулевые выбросы», когда предприятие улавливает и перерабатывает объем углекислого газа, сравнимого с тем, который отправило в атмосферу. При таком раскладе карбоновый след получается нулевым.

Улавливание СО2 дорого - 150$ за тонну. Чем меньше выбросов, тем ниже расходы. Технологии, позволяющие «ловить» углекислый газ – природный фотосинтез, поглощение выбросов растениями. Но обычный лес не может получить статус «спасателя от CO2». При своей гибели лесного массива в атмосферу выделяется тот же объем углекислого газа, который поглощался деревьями за всю их жизнь. Также есть нормативно-правовой аспект - лес и завод два отдельных, разных актива.

Справится с задачей могут «карбоновые фермеры» с фитокомплексами из генетически модифицированных растений-долгожителей, способных поглощать больше углекислого газа, чем «дикие» леса и устойчивых к огню. Также нужна принятая на государственном уровне система сертификации, чтобы законно «ловить» выбросы для конкретного завода.

Сколько таких карбоновых ферм понадобится, чтобы не попасть под европейские санкции, неизвестно. Но российская компания Ctrl2go уже работает на первом научном карбоновом полигоне в Калужской области.

Насколько перспективно выглядит декарбонизация в России? Пока у заводов хватает скепсиса перед возможностями технологий. Но государство выпустило «Стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года», где бизнесу советуют использовать все возможности для снижения углеродного следа.